Процесс модернизации нашего общества охватывает не только необходимость перевода экономики на инновационные рельсы и демократизацию политической системы. Огромное значение имеет духовное обогащение нашего народа. Сегодняшнее заседание «Меркурий-клуба» посвящено важной части этого процесса – развитию музыкальной культуры.
Экономическая и политическая модернизации России в настоящий момент укладываются в русло догоняющего развития. Что касается музыкальной культуры России, то она находилась и по сей день находится на весьма высоком уровне. И задача состоит скорее, не в том, чтобы какого-то догонять, а напротив не допускать негативного влияния на нас коммерциализации культуры, в том числе и музыкальной, на Западе. Такая постановка отнюдь не означает, что нам не следует перенимать ничего позитивного из того, что имеет место в области зарубежной музыкальной культуры.
Я понимаю, что у участников нашего обсуждения многое наболело: и отсутствие должного уровня музыкальной культуры на телевидении – на сегодняшний день это основной канал музыкального образования российской аудитории, и низкая социально-экономическая обеспеченность музыкантов симфонических оркестров, и слабая государственная поддержка в деле музыкального образования, и видимые простым глазом недостатки концертной работы, и слабости законодательной базы, на которой развивается музыкальная культура, и так далее и тому подобное.
Но очевидно, площадка ТПП, на которой происходит наше обсуждение, создает определенную специфику. Я бы просил о двух ограничениях: не сосредотачиваться на показе негативных моментов, о которых мы все знаем, и не забывать, что мы собрались не для того, чтобы изобрести нечто напоминающее ждановскую критику композиторов и музыковедов. Не навязывая своего мнения, назову некоторые проблемы, которые хотел бы поставить в центр внимания нашего обсуждения:
Первое. Что может и должно сделать государство для развития музыкальной культуры в России. В области финансирования – кого в первую очередь. В области законодательства имеются в виду, как поощряющие, так и запретительные акты, регулирующие деятельность на поле музыкальной культуры.
Проблема вторая. Что может и должен сделать бизнес для развития музыкальной культуры. Один из аспектов этой проблемы – благотворительность, которая должна поощряться государством и обществом. Какие формы такого поощрения могут иметь место. Другой аспект проблемы – деятельность шоу-бизнеса, организация концертных работ.
Третья проблема – защита интересов композиторов и исполнителей. Какие усовершенствования следует вводить в механизм авторских прав. Как адаптироваться к новым условиям, которые создаются всемогуществом Интернета.
Думаю, что результаты нашего обсуждения будут достаточно интересными, содержательными, что позволит в концентрированном виде их изложить в записке для руководства страны.