Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



В весеннюю сессию Дума рассмотрела 150 законопроектов

//ИТАР-ТАСС, 17 Июль 2009

Госдума завершила очередную парламентскую сессию. За последние полгода депутаты приложили немалые усилия для принятия антикризисных мер и реализации первого послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию. Об основных итогах уходящего сезона и предстоящих перспективах в интервью ИТАР-ТАСС рассказал глава думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.


ВОПРОС: Владимир Николаевич, завершается очередная парламентская сессия. Какие, на ваш взгляд, ее основные итоги?

ОТВЕТ: Работа в рамках весенней сессии была по-настоящему насыщенна. Прежде всего, произошло достаточно важное событие – начала работать поправка в Конституцию РФ, которая предполагает ежегодные отчеты правительства перед Государственной Думой. И в эту сессию премьер В. Путин впервые отчитался перед депутатским корпусом. Явка депутатов была рекордной. Что касается деятельности комитета, то было рассмотрено более 150 законопроектов, принято 37 в первом чтении, а в третьем окончательном – 36, при этом на подпись президента ушло 23 закона. Вопросы, которые стояли на повестке, прежде всего касались развития партийно-политической системы России. Это все было в рамках реализации послания президента РФ Дмитрия Медведева, основные положения которого уже получили отражение в федеральном законодательстве.

Это касается и вопросов представительства в парламенте партий, получивших от 5 до 7 процентов на выборах, поэтапного снижения числа подписей избирателей в поддержку федеральных списков кандидатов на выборах депутатов ГД, право партий выдвигать своих кандидатов в губернаторы, а так же ставить через своих представителей в выборных органах власти вопрос об удалении в отставку мэров городов и глав муниципальных образований, а также права на равный доступ парламентских партий к средствам массовой информации. Все это системно увеличивает роль политических партий, этот важнейший институт гражданского общества получает дополнительное закрепление и развитие.

ВОПРОС: Вы упомянули  закон, который, по сути,  выдал «путевку в парламент» так называемым малым партиям. Какой вы видите их роль в следующей Думе, как будет проходить взаимодействие с большинством и оппозицией? Смогут ли их представители занять руководящие посты в палате?

ОТВЕТ: Закон прежде всего направлен на увеличении представительства избирателей. Я не стал бы употреблять термин «малые партии». Вполне возможно, партия, представленная сейчас фракцией в Госдуме, на следующих парламентских выборах может не преодолеть 7-процентный барьер. Сложно говорить, кто будет «малой партией», а кто «большой». Заметьте, это теоретически. Я не делаю никаких прогнозов. Что касается организации работы и получения возможных постов новыми внефракционными депутатами, то для этого потребуется изменение регламента ГД. Опять же, это возможно. Но пока таких предложений нет.

ВОПРОС: Весной депутаты по предложению Президента РФ приняли поправки в закон о Конституционном суде РФ, введя процедуру назначения ее руководства, а также решили снять возрастные ограничения на исполнение полномочий федерального судьи. Какие еще можно ждать шаги по реформе судебной системы? Может ли это в дальнейшем привести к объединению высших судебных инстанций в единую структуру?

ОТВЕТ: Я не стал бы говорить о том, что эти решения связаны с какой либо реформой, предполагающей  кардинальные изменения. Речь идет прежде всего об унификации законодательства в этой сфере. Руководства Высшего Арбитражного и Верховного суда назначаются сроком на 6 лет. Теперь и председатель КС также будет назначаться на этот же срок Советом Федерации по представлению президента, а не избираться, как ранее, закрытой процедурой самими судьями Конституционного суда. Это, на мой взгляд, наоборот добавит публичности и авторитетности  в работе КС. Эти изменения не накладывают никакого отпечатка на независимость Конституционного суда. Меня очень удивило внимание прессы к процедурам назначения руководства КС РФ, попытки найти умаление роли данного конституционного органа. Предложение в рамках унификации процедур абсолютно логично и позитивно.

Что касается структуры, то, действительно в целом ряде стран существует единая судебная система, и такая система мне по многим критериям представляется оптимальной. Но это исключительно моя личная оценка. Деятельность Российских высших инстанций определена Конституцией России. Суды сумели в сложнейших условиях 90-х годов продолжить выполнять свои государственные функции, что во многом определялось личностями их руководителей. Судебная система в рамках Конституции развивается и в настоящее время. В ближайшем политическом цикле какие-то переходы или объединения невозможны. Это не задача текущей политической практики государственного строительства.

ВОПРОС: Конституционный суд призвал власти Татарстана, Башкортостана, Якутии и других национальных республик исключить нормы о суверенитете. Председатель КС Валерий Зорькин заявил, что эти положения могут стать оправданием сепаратизма. Как Госдума может помочь КС добиться полного исполнения их решений? Ждать ли каких либо инициатив на этот счет?

ОТВЕТ: «Претензии» КС совершенно справедливы. В Конституции РФ однозначно решена проблема понимания суверенитета на территории РФ. Однозначное понимание означает исключение понятия суверенитета из конституций республик РФ, а также исключений тех положений, которые устанавливают вопросы, которые могут быть решены единственным сувереном, например, возникавший иногда вопрос об институте гражданства в рамках отдельных субъектов РФ. Действительно, есть целый ряд настораживающих факторов. Я вообще выступаю за проведение унификации терминов, используемых при обозначении федеративного устройства государства, отмену институтов, обозначаемых через понятия «президент», «государственная дума», «председатель правительства», «министр» применительно к регионам России. А то какая-то «конфеточная» структура получается. Россия - сложная страна, в ней несколько цивилизаций. Любые движения должны быть осторожными и уважительными.

Есть решение парламента Якутии об исключении из Конституции Республики понятия суверенитета, и оно является правильным. Такого же рода работа предстоит и в других случаях, когда нормы о суверенитете еще сохраняются. Комитет по конституционному законодательству и госстроительству задействован в рамках консультаций, которые ведутся по этому поводу. Эти консультации дают позитивный результат. Мы понимаем все сложности, которые возникали во время нашего переходного исторического периода, в конце прошлого века в его 90-е годы. Я думаю, что у наших народов хватило мудрости и мужества сохранить единство государства. Мы понимаем эти проблемы и их решим, идет нормальный согласовательный процесс. Нет необходимости создавать ажиотаж вокруг этой темы.

ВОПРОС: Какие планы на следующую сессию?

ОТВЕТ: Мы вернемся к развитию исполнительного, миграционного законодательства, законодательства о гражданстве, систематизации Кодекса об административных правонарушениях и др. Дума будет загружена работой.

Ссылка на статью


Версия для печати


Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".