Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Диалог власти и бизнеса в сфере инновационной деятельности фактически не ведется

//ИА "Альянс Медиа", 29 Июнь 2005

В среду, 29 июня, в Государственной думе РФ состоялось заседание парламентского клуба "Российский парламентарий" при поддержке Комитета по образованию и науке Госдумы РФ на тему "Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности в России". Вел заседание генеральный директор клуба "Российский парламентарий" Игорь Кирпичев.

Со вступительным словом выступил заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев. Он отметил, что сейчас ряд комитетов Думы работает над созданием законодательства в сфере интеллектуальной собственности, причем каждый из комитетов сосредоточен на каком-либо определенном аспекте этого законодательства. Так, Комитет по культуре занимается вопросами авторского права; Комитет по образованию и науке - проблемами повышения инновационного эффекта от использования интеллектуальной собственности, повышения конкурентоспособности российской экономики; Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму - вопросами оборота и защиты интеллектуальной собственности, борьбы с контрафактом, повышения экономического и бюджетного эффекта от использования интеллектуальной собственности.

С докладом в ходе заседания выступил заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Сергей Колесников. Он считает, что на сегодняшний день основная проблема вовлечения объектов интеллектуальной собственности в инновационный процесс связана с тем, что "слова не переходят в дела: есть много слов о том, что страна переходит на инновационный путь развития, но за ними не следует никаких действий". Одна из стратегических задач государства - активизация инновационной деятельности, создание рынка объектов интеллектуальной собственности, подчеркнул он. Но в этом отношении в России сегодня не существует национальной политики, нет и единого органа по вопросам интеллектуальной собственности и инновационной деятельности.

По словам С.Колесникова, хотя на сегодняшний день в стране декларировано создание нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, обеспечения порядка передачи прав на результаты научно-технической деятельности, упрощение регистрации товарных знаков, реальные механизмы этих процессов сегодня работают плохо. Кроме того, в результате принятия ФЗ №122 (о монетизации льгот) многие региональные законы по научно-технической политике были отменены. До сих пор не удается убедить Минфин и МЭРТ в том, что кроме разрешения вкладывать средства в научно-технические разработки территориям нужно предоставить право пользования интеллектуальной собственностью, которая создается в результате этих исследований. "Диалог власти и бизнеса по стимулированию инновационной деятельности сегодня фактически отсутствует, происходит навязывание государством своих интересов бизнес-сообществу, со стороны которого идет молчаливое подчинение", - подчеркнул С.Колесников.

Он считает, что стимулирование инновационной деятельности со стороны государства должно быть связано и с бюджетным финансированием, и с предоставлением различных налоговых льгот, с созданием особых экономических зон и проч. Не надо вносить точечные изменения в существующие законы, речь должна идти о системном изменении законодательства сферы интеллектуальной собственности, заявил он. России нужен не только закон об авторских правах, но и об интеллектуальной собственности, закон об инновационной деятельности; нужно решить вопрос создания общественно-государственных фондов по финансированию инновационной деятельности. Кроме того, следует разработать законы о саморегулируемых организациях и об оценочной деятельности.

С.Колесников подробно остановился на рассматриваемом сейчас в Госдуме законопроекте об особых экономических зонах, который принят в первом чтении. По его словам, законопроект имеет ряд спорных положений. Так, в нем предполагается использовать концепцию "чистого поля" вместо концепции вовлечения в оборот уже существующих структур и хозяйственной собственности; в нем прописана ориентация на промышленно-производственный аспект, а не на инновационный. Кроме того, законом практически не предоставляются налоговые льготы на территории ОЭЗ, а разрешительная процедура вхождения в зону слишком сложна.

Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по культуре Александр Тягунов, выступивший в ходе заседания, рассказал, что законодательство о защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последние годы, существующий ранее режим защиты таких объектов, как произведения литературы, научные труды, изобретения, исходил из приоритета прав государства. По его словам, сегодня в России формируется новая правовая система защиты и оборота интеллектуальной собственности, и интеграция РФ в мировое экономическое пространство заставила страну обратить внимание на весь комплекс проблем в этой сфере.

По словам А.Тягунова, принятые в последние годы законы об авторском праве и смежных правах, о правовой защите программ для ЭВМ и баз данных, о патентах и другие нормативные акты, регулирующие вопросы защиты интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным нормам. Однако еще не все противоречия в российском законодательстве данной сферы сняты, подчеркнул он.

А.Тягунов отметил, что сегодня необходимо разработать федеральный закон, суть которого будет состоять в создании эффективной системы коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей, совершенствовании форм и методов осуществления надзора за деятельностью обществ по коллективному управлению имущественными правами со стороны государства, расширении возможностей противодействия незаконному использованию объектов интеллектуальной собственности.

А.Тягунов отметил ряд негативных факторов, препятствующих нормальному развитию российского рынка интеллектуальной собственности. К ним он отнес, в частности, существование множества параллельных организаций, управляющих одинаковой категорией прав в интересах одной и той же категории обладателей этих прав; отсутствие эффективной системы сборов, распределения и выплат авторского вознаграждения; отсутствие действенных инструментов защиты интеллектуальной собственности.

Выступивший в ходе заседания А.Лихачев считает, что в России сегодня создана законодательная база защиты интеллектуальной собственности, которая получила высокую оценку зарубежных экспертов. Это законодательство само по себе вполне может позволить качественно улучшить оборот интеллектуальной собственности и повысить ее экономический и бюджетный эффект, уверен он. Однако, по его словам, проблемой является не сама законодательная база, а правоприменительная практика: "Строгость российских законов смягчается необязательностью их выполнения". Сегодня можно говорить не столько об обороте, сколько лишь о защите интеллектуальной собственности в России, считает А.Лихачев.

Он сообщил, что сейчас планируется начать работу над законом о передаче федеральных технологий, который связан с передачей как на региональный уровень, так и в частный сектор технологий, созданных за счет федерального бюджета. Концепция этого законопроекта будет готова осенью, сказал А.Лихачев. Кроме того, следует как можно скорее завершить разработку законодательства о саморегулируемых организациях в РФ, подчеркнул он. Также важным является изменение отношения общества к краже интеллектуальной собственности, воспитание у граждан уважения к этому виду собственности. "В ряде регионов сама власть потворствует производству контрафактной продукции. Недостаточна работа исполнительной власти, направленная на борьбу с контрафактом", - считает А.Лихачев. По его словам, работа по созданию законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности должна идти совместно с экспертным сообществом, с представителями бизнеса и науки.

О некоторых проблемах правового регулирования оборота объектов интеллектуальной собственности рассказал генеральный директор агентства "Интеллектуальный капитал" Евгений Андреев. По его словам, законодательные условия обеспечения оборота интеллектуальной собственности в РФ пока отсутствуют. Нет единой последовательной государственной политики в данной сфере. Экономические рычаги как прямого, так и косвенного положительного влияния на экономику исключительных прав сегодня не задействованы, средства налогового, амортизационного регулирования, кредитной политики, направленной на стимулирование создания и вовлечения в экономический оборот интеллектуальных активов, практически не используются. "Нормы законодательства не отвечают требованиям сегодняшнего дня, нет единой терминологии, довольно много внутренних противоречий и пробелов", - сообщил он.

Проректор Российского государственного института интеллектуальной собственности (РГИИС) Сергей Зятицкий высказал мнение, что борьба с контрафактом не единственная задача современного законодательства об авторском праве. По его словам, правовое регулирование интеллектуальной собственности в России в последние годы столкнулось с острыми противоречиями. Законодательные решения в данной сфере все чаще основываются на пожеланиях отдельных групп заинтересованных лиц, крупных правообладателей, крупных пользователей. Существующее в настоящее время правовое регулирование данной сферы приводит, по его словам, к "парализации прав собственников интеллектуальных продуктов и к невозможности использования современных способов использования произведений". Сейчас важнейшая задача государства состоит в поиске и сохранении баланса интересов участников рынка интеллектуальной собственности, уверен он.

Директор Государственного центра правовой и экономической экспертизы в научно-технической сфере Евгений Наумов сообщил, что сейчас в России создается национально-технологическая палата. Это саморегулируемая организация, которая будет заниматься вопросами развития высоких технологий, регистрации технологий и сделок с ними, проблемами технологического аудита, разрешения споров и проч. Также начинает работу третейский суд в области интеллектуальной собственности, сообщил Е.Наумов.

Помощник депутата ГД РФ Жореса Алферова Владимир Бабкин заявил, что Россия сегодня стала объектом недобросовестной конкуренции, стране предъявляют претензии, что она не борется с контрафактной продукцией, и грозят различными препонами при вступлении в ВТО. "В ВТО нам вступать незачем", - считает он. По его словам, в научно-технической сфере Россия стала "интеллектуальным донором, где за бесценок скупаются или воруются научно-технические разработки". Многие международные договоры о научно техническом сотрудничестве заключены на невыгодных для России условиях, например, договор между РФ и США. "Если не наладить внутренний спрос на наши научно-технические разработки, в России будет создан рынок интеллектуального сырья - это будет тоже торговля сырьем, но только интеллектуальным", - сказал В.Бабкин.


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".