Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Где взять денег на музыкальную культуру России?

Где взять денег на музыкальную культуру России?

//ФК-Новости, 05 Октябрь 2010

Российской культуре вообще и высокой музыкальной культуре, в частности,  государство деньги выделяет традиционно скупо. Но проблемы высокой музыкальной культуры в России одним безденежьем не исчерпываются. Об этом шла речь на заседании "Меркурий-клуба" накануне в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной.

Мероприятие было весьма представительным: пришли ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов, народный артист России, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер, ректор Московского государственного университета культуры и искусств Рамазан Абдулатипов, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка, композитор, народная артистка СССР Александра Пахмутова, и многие другие.

Обещался быть и министр культуры Александр Авдеев, но уехал в командировку в Китай. Заместителей же министра или хотя бы кого-либо из руководителей управлений министерства предложенная тема, видимо, не вдохновила. Напрасно.

"Культура в России исчезла, оперы нет, оркестры не нужны, система отечественного музыкального образования уничтожается - все затмила массовая поп-культура", - так начал свое выступление композитор, председатель подкомитета по предпринимательству в сфере культуры Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.Силантьева Александр Клевицкий.

Замершему было от неожиданности залу пояснил: "Я сам так не думаю, но наверняка каждый из присутствующих слышал утверждения подобного рода". И продолжил в том смысле, что действительность, к счастью, пока заметно лучше, но если проблемы накапливать дальше, то все возможно.

Он назвал одну из важнейших, по его мнению, проблем отечественной музыкальной культуры: о культурной деятельности недостаточно знают именно те, кому, собственно, она и предназначена, то есть, общество. Культура все чаще воспринимается как обособленная и необязательная часть сферы услуг. Поэтому нужны глубокие системные изменения, которые можно осуществить только через переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в культуре.

Наконец-то после 12 лет бездействия весной этого года в Госдуме РФ прошли парламентские слушания "О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре". Но когда появится закон, и в каком он будет виде, пока не ясно. Вот законопроект "О меценатах и меценатстве", разработанный еще в 1997 году, до сих пылится в стенах Госдумы. Все руки не доходят...

Надо, наконец, решиться на объединение усилий частного и государственного секторов для решения проблем российской культуры, считает Клевицкий. Само государство и его бюджет не в силах решить все проблемы. "Да, модель финансирования, сочетающая государственные деньги и вклад частного бизнеса, у нас почти не опробована и несет в себе многочисленные риски. Но нужно пробовать", - полагает он.

Говоря о законопроекте ФЗ "Об образовании в РФ", Александр Клевицкий, в частности, особо подчеркнул: очень важно не потерять, сохранить трехуровневую систему художественного образования: школа - училище - вуз. Это краеугольный камень нашей национальной школы. Россия в сфере культуры и искусства до сих пор пользуется бесспорным признанием во всем мире. Высокие достижения в этой области обусловлены именно существующей уникальной системой художественного образования, сложившейся в нашей стране.

Ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов, побывавший накануне на "круглом столе", на котором как раз обсуждался проект закона об образовании, коснулся ситуации, сложившейся вокруг петербургской и московской консерваторий. Консерватории - особо ценное наше достояние, и надо законодательно закрепить за ними статус университета, заявил он.

Следует также сохранить их право на аспирантуру; нелепо в данном случае считать главным и успешным признаком учебы в аспирантуре какую-то напечатанную работу. Здесь главная цель - подготовить уникальных виртуозов своего дела - это "штучный товар" мирового значения и уровня, гордость и достояние страны.

Полностью поддержав Соколова, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер высказался еще об одном наболевшем: сокращение бюджетов учебных заведений заставляет их искать заработок "на стороне". "Вы можете представить что-то более абсурдное, чем консерватория "на самоокупаемости"? - сказал он и добавил: "Но к этому, похоже, идет. Позвольте напомнить, что в мире пока все еще очень ценится наш вклад в музыкальную культуру, но без правительственной программы, направленной на ее сохранение и развитие, позиции мы не удержим".

Материальная составляющая нашей жизни, жизни страны должна быть связана с культурной составляющей - без этого прогресс общества невозможен, считает председатель комиссии по культуре Совета Федерации ФС РФ Александр Дзасохов. Он определил нынешнюю ситуацию в российской культуре как "период турбулентности".

Надо добиться, чтобы культура была доступна всем людям, с любым достатком, уверена министр культуры правительства Московской области Галина Ратникова. Бездействие в последние двадцать лет в области культурного, эстетического воспитания привело к тяжелой ситуации: в обществе исчезает потребность посещать объекты культуры.

Они, эти объекты, к тому же бывают труднодоступны в материальном, и, если угодно, в географическом смысле: в 80-е годы на выезде, то есть, "в провинции", в глубинке, давалось до 46 процентов спектаклей: сейчас только 7 процентов. Так, половина детей Московской области вообще никогда не посещала театр. На Западе существуют внебюджетные фонды, есть система частных грантов для поддержки культуры, чтобы она была доступна всем, мы же лишены этого. Свои надежды Галина Ратникова связывает с планируемым принятием до середины будущего года областного закона о государственно-частном партнерстве.

Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка продолжил тему. Симфоническая музыка сегодня практически недоступна людям, крайне редко бывает на радио и ТВ. Концертных залов у нас мало, посещение имеющихся - очень дорого.

"В результате музыка нашего симфонического оркестра стала в последние годы единственно доступной для большинства россиян, потому что она звучит в кинофильмах", - заявил маэстро и продолжил: "Культура, образование, хорошая музыка нужны для воспитания ума, чтобы человек осознавал себя как личность. Настоящая культура должна быть доступной. Иначе люди будут убеждены, что так называемая попса и есть самое "правильное" искусство. Хотя я не считаю всю популярную музыку плохой; есть хорошие вещи, мне самому многое нравится". Но, повторил он, людям должно быть доступно и другое искусство.

Сергей Скрипка представил другую сторону проблемы. Оркестру, в силу своей занятости нечасто выступающему в концертных залах, трудно выжить. Порядка 9 - 13 тысяч рублей в месяц - заработок музыканта. Нужна помощь от государства. Нужен грант, такой, как у остальных симфонических оркестров. Почему-то уникальнейший оркестр кинематографии его до сих пор не имеет, хотя грант обещан был не раз. Потерю каждого талантливого музыканта, вынужденного по материальным причинам уйти, весьма непросто возместить. Проблем всегда хватает, сказал Сергей Скрипка, но они все решаемы, если решена главная проблема существования и развития настоящей культуры в наше стране - проблема материальная.

Решить эту проблему мешают также подделки и контрафакт. Легальный оборот российской музыкальной индустрии в 2009 году составил всего лишь 1,44 млрд руб, нелегальный - в несколько десятков раз больше, привел статистику Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ Николай Гетман. Доля доходов непосредственных создателей музыки (исполнителей, авторов и композиторов) составляет немногим больше 20 процентов от общих легальных доходов индустрии.

Если учесть и теневой оборот, до доля падает до 8 процентов. Только в последнее время была пресечена деятельность семи производственных линий, производящих DVD-диски с пиратским контентом в Москве и области; стоимость оборудования составила свыше 20 млн долларов, а произведено на нем больше 50 млн дисков, 18 процентов общероссийского рынка.

К сожалению, сами бизнесмены зачастую способствуют появлению на рынке контрафактной и фальсифицированной продукции, и это очень усложняет защиту интеллектуальной собственности. Проблема контрафакта и фальсификата есть во всех государствах, а в ряде стран ЕС, например, введена уголовная ответственность даже за их приобретение Может, следовало бы и у нас попробовать, предложил Николай Гетман.

Но все же в плане вознаграждения авторов и исполнителей что-то меняется к лучшему. Эрик Вальдес-Мартинес, представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС - занимается реализацией на практике авторских прав во время публичных исполнений произведений, а также исполнения по радио и ТВ) отметил, что в последние годы уровень сборов для правообладателей растет. Есть проблема, по сути, примитивная, на деле - пока не решаемая: постоянно и везде занижается количество проданных билетов - в итоге и вырученная сумма занижается на 35-70 процентов. Нужна единая автоматизированная система сбора сведений о продаже билетов на мероприятия.

На самом деле, как показало исследование, концертно-зрелищная индустрия Москвы и Санкт-Петербурга в 2009 году принесла солидные деньги, более миллиарда долларов, сказал генеральный директор коммуникационного холдинга InterVtdia Евгений Сафронов. Нужен серьезный анализ, чтобы определить, где денег достаточно, а где их не хватает, что помогло бы сформировать адекватную политику.

Итог дискуссии подвел председатель правления "Меркурий-клуба", президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков, предложивший, в дополнение к прозвучавшим на мероприятии предложениям, подумать также над возможностью шефства художественных коллективов над детскими домами (концерты для обездоленных детей крайне важны; материальные возможности у таких домов крайне малы). Правильным было бы также, чтобы государство нашло способ дотирования билетов для малообеспеченных людей; следует уделить особое внимание популяризации музеев; очень актуально было бы разработать несколько интернет-проектов, связанных с культурой, и т.д.

Результаты обсуждения на заседании "Меркурий-клуба" в концентрированном виде будут изложены в записке для руководства страны.

Александр Бондарь, специально для "ФК-Новости".

Ссылка на статью


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".