Парламентский клуб

http://www.parlament-club.ru/articles,special,1,734.htm


Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «О поддержке музыкальной культуры в России»

Заседание «Меркурий-клуба» на тему: «О поддержке музыкальной культуры в России»

//Сайт ТПП РФ, 30 Сентябрь 2010

В Центре международной торговли  на Краснопресненской набережной прошло заседание «Меркурий-клуба» на тему: «О поддержке музыкальной культуры в России».

В мероприятии приняли участие ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов, ректор Московского государственного университета культуры и искусств Рамазан Абдулатипов, композитор, народная артистка СССР Александра Пахмутова, известный поэт-песенник Николай Добронравов, народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка, народный артист России, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер, другие деятели музыкальной культуры.  В работе «Меркурий-клуба» приняли участие руководители ТПП РФ, главы департаментов  палаты, представители бизнеса, работающие в сфере культуры.

Главной целью заседания Клуба было привлечение внимания бизнеса и власти к проблеме духовного воспитания растущего поколения, к музыкальному образованию, начиная со школьного возраста. Участники рассмотрели роль музыкальной культуры в формировании духовного и культурно-исторического пространства в РФ, обсудили возможности государственно-частного партнерства в музыкальном образовании и эстетическом воспитании подрастающего поколения, вопросы законодательно-правовой защиты авторов музыкальных произведений в РФ и за ее пределами и другие.

Перед началом заседания журналисты имели возможность взять интервью и получить ответы на свои вопросы у участников мероприятия.

Вел заседание и выступил на нем Председатель Правления Клуба, Президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков.

Музыкальная культура России и по сей день находится на весьма высоком уровне, сказал он в своем выступлении. Поэтому задача состоит в том, чтобы не допускать негативного влияния на нас коммерциализации культуры, в том числе и музыкальной. Это отнюдь не означает, что нам не следует перенимать ничего позитивного из того, что имеет место в области зарубежной музыкальной культуры. Безусловно, подчеркнул Евгений Примаков, у участников нашего обсуждения многое наболело: и отсутствие должного уровня музыкальной культуры на телевидении – на сегодняшний день это основной канал музыкального образования российской аудитории, и низкая социально-экономическая обеспеченность музыкантов симфонических оркестров, и слабая государственная поддержка в деле музыкального образования, и видимые простым глазом недостатки концертной работы, и слабости законодательной базы, на которой развивается музыкальная культура…

 Нам на заседании «Меркурий-клуба» надо обсудить, что может и должно сделать государство для развития музыкальной культы в России в области финансирования, в области законодательства. Не менее важная проблема: что может и должен сделать бизнес для развития музыкальной культуры. Наконец, следует обсудить, что можно сделать дополнительно для защиты интересов композиторов и исполнителей – какие усовершенствования следует вводить в механизм авторских прав, как адаптироваться к условиям, которые создает Интернет.  

С основным сообщением выступил композитор, председатель подкомитета по предпринимательству в сфере культуры Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, главный дирижер и художественный руководитель Академического Большого концертного оркестра имени Ю.Силантьева Александр Клевицкий.

19 апреля 2010 года, сказал он, в Госдуме ФС РФ состоялись парламентские слушания «О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре». До принятия закона еще далеко, но все же дело сдвинулось с мертвой точки после 12 лет бездействия.

По мнению выступающего, одной из главных проблем отечественной музыкальной культуры является то, что о культурной деятельности недостаточно известно тем, кому собственно она и предназначена – современному обществу. Сейчас наблюдаются иные приоритеты, а культура все чаще воспринимается как обособленная и необязательная часть сферы услуг. Поэтому задача современного творческого сообщества состоит в том, чтобы представить не просто национальную  программу по культуре, а продумать глубокие системные изменения, которые смогут осуществиться только через переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в культуре, определении  значения профессиональных   музыкальных объединений.

Далее Александр Клевицкий затронул тему возможностей государственно-частного партнерства в музыкальной деятельности (образование, концертная работа, обеспечение надлежащей материальной базы субъектов культуры). Мировая практика не знает стран, отказывающихся от системы мер по поддержке культуры, и мы должны идти в этом же направлении.  Речь всегда идет о бюджетных ресурсах, о разных способах распределения «усилий» между бюджетом и частным финансированием в форме спонсорства, меценатства или иных  видов благотворительности. Модернизация и расширенное воспроизводство творческой и социальной инфраструктуры требуют  серьезных организационных, управленческих, финансовых ресурсов. Таких ресурсов в государственном бюджете нашей страны недостаточно. Однако, эффективное решение  задачи полноценного финансирования всех сфер культуры возможно  путем объединения усилий частного и государственного секторов. Да, модель финансирования, сочетающая государственные деньги  и вклад частного бизнеса мало опробована и несет в себе многочисленные риски. Но нужно вопрос прорабатывать и находить  наиболее эффективные формы взаимодействия.

Говоря о законопроекте ФЗ «Об образовании в РФ», Александр Клевицкий отметил: система художественного образования должна развиваться по ряду базовых принципов. Это, в частности: интеграция, обеспечивающая формирование единого  информационно-культурного пространства на основе взаимодействия  профессионального образования и учреждений культурного производства; дифференциация как принцип формирования эффективного рынка образовательных услуг, способного удовлетворить спрос на образование художественного профиля со стороны государства, общества, семьи, личности; системность, непрерывность, многоуровневость, связи с культурной средой, опора на  этнокультурный компонент и т.д.

Очень важно сохранить трехуровневую систему художественного образования: школа – училище – вуз. Это краеугольный камень, важнейший принцип профессионализма нашей национальной школы. Россия в сфере культуры и искусства имеет бесспорное признание во всем мире. Высокие достижения в этой области обусловлены существующей уникальной системой художественного образования, сложившейся в нашей стране.

Александр Клевицкий затронул также проблему подготовки управленческих кадров, актуальные вопросы законодательно-правовой защиты авторов музыкальных произведений в РФ и за ее пределами и осветил тему совершенствования системы премий и грантов в сфере музыкальной культуры. Премий, считает он, должно быть больше, оформление документов на их получение  должно быть упрощено. Выдвижение должно быть более прозрачным. Существующие в настоящее время гранты как государственная поддержка, безусловно, недостаточны.

В заключение Александр Клевицкий отметил: для сохранения и развития отечественной музыкальной культуры жизненно необходимо, в частности следующее:

- постоянное привлечение всех видов СМИ к деятельности Союза композиторов, театров оперы и балета, филармоний, музыкальных обществ, музыкальных образовательных учреждений;

- законодательное закрепление специфики осуществления образовательного процесса в школах-колледжах;

- дополнение проекта закона об образовании специальными положениями о системе подготовки управленческих кадров в области искусства;

- формирование условия для активной гастрольной деятельности;

- всемерное, в том числе и законодательное, содействие расширению культурного обмена РФ и зарубежных стран;

- создание  координационного центра музыкальных проектов;

- развитие законодательства в области поддержки меценатства, благотворительной деятельности. Законопроект «О меценатах и меценатстве» внесен в ГД еще в 1997 году, но его рассмотрение все время переносится.

Ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Александр Соколов затронул тему музыкального образования.

Сегодня в ТПП РФ состоялся «круглый стол», на котором обсуждался проект закона об образовании. Да, по сравнению с первым вариантом проекта появились некоторые перемены к лучшему; в первом даже слов-то «культура», «искусство» не было.

В нынешнем варианте по крайней мере есть упоминание об образовательных программах в области культуры. Но главная проблема осталась – большие законодательные прорехи, если иметь в виду подход к образованию в этой области. Кстати, на обсуждении не было ни одного представителя соответствующего министерства, и это стало уже нехорошей традицией. Стране нужен полноценный закон о культуре, сделал вывод Александр Соколов.

Он рассказал также о ситуации, сложившейся  вокруг петербургской и московской консерваторий. Они обе должны иметь статус университета, консерватории – особо ценное наше достояние. Следует сохранить их право на аспирантуру; нелепо в данном случае считать главным и успешным признаком учебы в аспирантуре какую-то напечатанную работу. Главная цель указанной аспирантуры – подготовить уникальных виртуозов своего дела, в частности, музыкантов. Это «штучный товар» мирового значения и уровня, гордость и достояние страны.

Председатель комиссии по культуре Совета Федерации ФС РФ Александр Дзасохов определил нынешнюю ситуацию в российской культуре как «период турбулентности».

Во время войны прямо на фронте прошло более 1 млн 600 тысяч концертов деятелей искусства, в том числе выдающихся его представителей. Вот так понималась и осознавалась роль культуры в жизни. Нынешние культурологи не могут себе подобное даже вообразить. Следует помнить, подчеркнул Александр Дзасохов, что понятие «культура» – это отнюдь не  тождественно понятию «министерство культуры» и его работе.

Культура – понятие всеобъемлющее, она имеет отношение и к «физикам» и к «лирикам». Материальная составляющая нашей жизни, жизни страны должна быть связана с культурной составляющей – без этого прогресс общества невозможен. В этом плане следует признать положительным тот факт, отметил он, что финансирование культуры в 2011-2013 гг. будет сохранено на уровне 2007-2008 гг.  Это в целом не богато, да, но это – на уровне докризисном, что очень важно. Дзасохов поднял также тему меценатства, которое обязательно надо поддерживать и поощрять. Меценатство – это гражданская позиция.

Министр культуры Правительства Московской области Галина Ратникова свои надежды на улучшение состояния культуры связывает с принятием до середины будущего года областного закона о государственно-частном партнерстве. На Западе существуют внебюджетные фонды, есть система частных грантов: мы пока лишены этого. Надежда – на более активное участие бизнеса, на его совместные с властью проекты, причем следует добиться, чтобы культура была доступна людям с любым достатком.

 Затягивать с конкретной работой нельзя, потому что в обществе из-за заметного бездействия в последние двадцать лет в области культурного, эстетического воспитания постепенно исчезает потребность посещать объекты культуры, которые к тому же бывают труднодоступны – и в материальном, и, если угодно, в географическом смысле: в 80-ые годы на выезде, то есть «в провинции», в глубинке, давалось до 46 процентов спектаклей: сейчас – 7 процентов. Половина детей Московской области никогда не посещала театр.

Народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка продолжил тему. Но если говорить о симфонической музыке, то она практически недоступна людям. Где они ее услышат? По радио, по телевидению – практически нет. Концертных залов по стране мало. Собственно, именно музыка нашего оркестра стала в последние годы единственно доступной для большинства россиян, потому что она звучит в кинофильмах.

Можно спросить: а нужна ли симфоническая музыка  вообще? Я вот 35 лет работаю с оркестром в подмосковном Жуковском. Все концерты проходят с аншлагом. Администрация города давно поняла, что очень нужна эта весьма недешевая вещь – симфонический оркестр. У нас свободного времени мало, мы заняты на кинофильмах; но все равно выкраиваем время для небольшого числа концертов по трем абонементам.

У нас всегда – аншлаг. Хорошая музыка нужна для воспитания ума. Культура и образование вообще существуют для того, чтобы человек осознавал себя как личность. Нужно обязательно и постоянно будить сознание, давать человеку право выбирать. Но для этого  настоящая культура должна быть доступной. В противном случае люди будут убеждены, что постоянно присутствующая в телевизоре так называемая попса и есть самое высокое искусство. Я отнюдь не считаю, сказал Сергей Скрипка, что вся популярная музыка плоха; есть талантливые исполнители и великолепные песни, мне многое нравится. Но, повторил он, людям должно быть доступно и другое искусство.

Сергей Скрипка представил и другую сторону проблемы. Оркестру, тем более оркестру, в силу своей занятости весьма нечасто выступающему в концертных залах, весьма непросто в наше время выжить. Порядка 9-13 тысяч рублей в месяц – это не заработок для музыканта, особенно в Москве. Нужна помощь от государства. Нужен грант, такой, как у остальных симфонических оркестров. Почему-то уникальнейший оркестр кинематографии его до сих пор не имеет, хотя грант обещан был не раз. В принципе, оркестр постоянно находится на грани существования. Потерю каждого музыканта, вынужденного по чисто материальным причинам уйти, весьма непросто бывает заменить. Проблем всегда хватает, сказал Сергей Скрипка, отвечая на вопрос, что еще затрудняет жизнь оркестра, но они все решаемы, если решена главная проблема существования и развития настоящей культуры в наше стране – проблема материальная.

Об остроте проблемы подделок и контрафакта говорил директор Департамента экономической безопасности и противодействия коррупции ТПП РФ Николай Гетман.

По оценкам экспертов, сказал он, легальный оборот российской музыкальной индустрии в 2009 году составил всего лишь 1,44 млрд руб. Доля доходов непосредственных создателей музыки (исполнителей, авторов и композиторов) составляет немногим больше 20 процентов от общих доходов индустрии. Но если учесть теневой оборот в смежных отраслях и продажу пиратских копий, их доля и вовсе падает до 8 процентов.

Как видим, подчеркнул Николай Гетман, интеллектуальная собственность остро нуждается в защите. Это подтверждают и результаты работы правоохранительных органов. Только за последнее время пресечена деятельность семи производственных линий, производящих DVD-диски с пиратским контентом в Москве и области. Стоимость оборудования этих линий составила свыше 20 млн долл. Объем их производства превысил 50 млн дисков, то есть 18 процентов общероссийского рынка.

Придавая серьезное значение вопросам развития и защиты интеллектуальной собственности в стране, ТПП РФ уже третий год проводит ежегодный Форум «Интеллектуальная собственность – XXI век». В декабре нынешнего года на базе «Экспоцентра» во второй раз будет проведен Международный конгресс «Интеллектуальный приоритет». И предприниматели, и представители госорганов отмечают следующие основные проблемы, над решением которых мы  сейчас работаем:

- отсутствие стратегии партнерства государства, бизнеса, гражданского общества в сфере защиты отечественного рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции;

- недостаточный уровень координации действий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с контрафактом; несовершенство действующего законодательства; слабое непосредственное участие самих предпринимателей в мероприятиях по противодействию контрафакту, причем бизнесмены зачастую способствуют появлению на рынке контрафактной и фальсифицированной продукции.

Хочу отметить, сказал Николай Гетман, что проблема контрафакта и фальсификата – это проблема и других государств. В ряде стран ЕС, например, введена уголовная ответственность не только за изготовление и сбыт, но и за приобретение контрафакта.

Мы внимательно изучаем опыт работы наших коллег и используем его для предложений в органы государственной власти и рекомендации предпринимателям.

Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Сергей Стадлер, в частности, отметил, что заметна тенденция сокращения бюджетов учебных заведений, что заставляет организации искать заработок «на стороне», что, безусловно, сказывается на качестве подготовки студентов. Но консерватория «на самоокупаемости» – это абсурд, это недопустимо, заявил он. Вложения в культуру по определению долгосрочные. В мире все еще очень ценится наш вклад в музыкальную культуру, но нужна правительственная программа, направленная на сохранение и развитие нашей музыкальной культуры, чтобы удержать позиции. Это престиж государства, гордость народа, подчеркнул Сергей Стадлер.

Представитель Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Эрик Вальдес-Мартинес рассказал, как ВОИС  занимается реализацией на практике авторских прав во время публичных исполнений произведений, а также их исполнения на радио и ТВ. Уровень сборов для правообладателей растет, подчеркнул он. Одна из проблем, которую необходимо решить, – постоянное занижение количества проданных билетов (вырученная на практике сумма занижается на 35-70 процентов). Нужна единая автоматизированная система сбора сведений о продаже билетов на мероприятия.

Тему продолжил генеральный директор коммуникационного холдинга InterVtdia Евгений Сафронов. Исследование концертно-зрелищной отрасли Москвы и Санкт-Петербурга показали, что в 2009 году она принесла более миллиарда долларов. Индустрия огромна. Нужен серьезный анализ, который показал бы, где денег достаточно, а где их не хватает, что помогло бы сформировать адекватную политику.

Выступления заслуженной артистки России Натальи Бондаревой - художественного руководителя муниципального предприятия «Театр песни Натальи Бондаревой», директора Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки, заслуженного деятеля искусства России Михаила Брызгалова, других участников мероприятия были посвящены различным аспектам  сохранения и развития музыкальной культуры страны.

Итог дискуссии подвел Председатель Правления «Меркурий-клуба», Президент ТПП РФ Евгений Примаков, предложивший, в дополнение к прозвучавшим на мероприятии предложениям, подумать над возможностью шефства художественных коллективов над детскими домами (концерты для обездоленных детей крайне важны; материальные возможности у таких домов крайне малы); правильным было бы также, чтобы государство  нашло способ дотирования  билетов для малообеспеченных людей; следует уделить особое внимание популяризации музеев; очень актуально было бы разработать  несколько интернет-проектов, связанных с культурой, и т.д.  

Результаты обсуждения на заседании «Меркурий-клуба» в концентрированном виде будут изложены в записке для руководства страны.                

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.Бондарь

Ссылка на статью


Версия для печати