Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



«Царь» в Госдуме

«Царь» в Госдуме

//Dumainfo.ru- Информационный портал о работе Государственной Думы ФС РФ, 22 Октябрь 2009

В Госдуме состоялся закрытый показ фильма Павла Лунгина «Царь», организованный клубом «Российский парламентарий» и Комитетом по культуре Госдумы. Накануне выхода картины в прокат ее посмотрели депутаты нижней палаты парламента, представители Русской православной церкви и общественных организаций.

Правда, никто из первых лиц Госдумы, в том числе и ожидаемый заместитель председателя Владимир Жириновский так и не пришли. После просмотра состоялась дискуссия, в ходе которой прозвучали различные мнения о самом фильме, эпохе Ивана IV, русской власти и теме государственности в российской истории. В отечественном кинематографе Иван Грозный известен как мрачный гений Эйзенштейна и комический персонаж Гайдая. В фильме Лунгина исполнитель роли царя Петр Мамонов соединил оба эти качества, убедительно воплотив на экране образ, представляющий гремучую смесь истовой набожности, деспотизма, напускной юродивости и подкупающей искренности. И ничего божественного. Перед демонстрацией картины Лунгин предупредил собравшихся, что фильм «тяжелый, но духоподъемный». По версии режиссера и автора сценария писателя Алексея Иванова, времена правления Ивана Грозного – это зло и беззаконие, это разгулявшаяся опричнина, творящая жестокие пытки и кровавые казни. Единственный человек, осмелившийся противостоять злой воле бесноватого властителя, – митрополит Филипп, который на первую просьбу царя занять этот пост отвечает: «Лучше строить мельницы, чем виселицы», вложив в эту фразу созидательный смысл власти церковной. Замученный опричниками Филипп, которого потрясающе сыграл Олег Янковский, остается непобежденным, в чем, по-видимому, и заключается духоподъемность фильма. В финальной сцене царь сидит в одиночестве, вопрошая: «Где мой народ?» Тон дискуссии задал писатель Михаил Веллер, признавший, что фильм получился яркий, оригинальный, сильный, но, благодаря Мамонову, представившему Ивана Грозного законченным самодуром, одновременно и внушающий отвращение к русской государственности. «Фильм еще раз показал: власть отдельно, народ отдельно, мораль отдельно, – подвел итог своему выступлению Веллер, – а совместить их остается нашей голубой мечтой». С писателем не согласился член Парламентского клуба Григорий Томчин, поблагодаривший режиссера за то, что тот показал сущность власти. К любви и вере взывала депутатка Наталья Карпович, а Василий Шандыбин остался недоволен, что в фильме тридцатилетний Грозный выглядит как старик – «нервный и какой-то сплющенный» и что жестокость царя сильно преувеличена. Высказывались и те, кто представлял интересы РПЦ. Например, заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов говорил о том, что никакого оскорбления российской государственности в этом фильме нет, а есть конкретная история с конкретным нравственным уроком. «Бессмысленно с точки зрения интересов России оправдывать Ивана Грозного, и вообще бессмысленен принцип оправдывать все, что делает государство, – резюмировал Фролов. – Государству нужна нравственная опора в виде сильной церкви, и бояться ее – это то же самое, что бояться сильной науки, сильной культуры, сильного общества. И в этом я вижу непреходящую актуальность фильма». А вот глава Союза православных братств Леонид Симанович-Никшич, отметив великолепную игру актеров, все же упрекнул режиссера в том, что тот создал пародию на Россию и ее историю. «Сейчас, когда мы нуждаемся в утверждении нашей силы, мы получаем настоящий плевок в виде этого фильма. Это безобразие, но талантливое безобразие», – сказал он в заключение своей речи. И все-таки разумных, аргументированных выступлений в дискуссии прозвучало немало. Широкий спектр высказанных мнений свидетельствует о том, что «Царь» – кино актуальное и поднимает пласт спорных страниц русской истории, обсуждение которых помогает лучше понять роль исторических персонажей и их поступков в истории России. У зрителей такая возможность появится с 4 ноября, когда картина выйдет в широкий прокат.

www.tribuna.ru 

Ссылка на статью


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".