Парламентский клуб

http://www.parlament-club.ru/articles,special,1,716.htm


Экономика России будет прирастать восточными регионами

Экономика России будет прирастать восточными регионами

//Агентство IPC, 23 Апрель 2010

В московском Центре международной торговли прошло заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Пространственное развитие России: проблемы и перспективы».

В мероприятии приняли участие Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Алексеевич Рапота, первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Иванович Денисов, председатель Правления Института современного развития, член правления ТПП РФ Игорь Юрьевич Юргенс, президент Дальневосточной ТПП Игорь Юрьевич Востриков и другие. На заседании также присутствовали и выступали депутаты Госдумы РФ Оксана Дмитриева, Константин Косачев, Евгений Федоров, российскую науку представляли руководитель Центра проблем федерализма Института экономики РАН, профессор Сергей Дмитриевич Валентей, директор Института мировой экономики и Международных отношений РАН Александр Дынкин, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер и др.

Вел заседание Председатель Правления Клуба, Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Евгений Максимович Примаков.

В основном докладе Сергей Валентей отметил неравномерное географическое размещение производительных сил в России. «К настоящему времени в России сложилась пространственная модель равенства регионов в своей бедности, - заявил он. - Это происходит оттого, что регионам-донорам нет смысла много зарабатывать, поскольку все равно заработанное отберут в центр, а регионам-реципиентам нет смысла развиваться, поскольку все равно средства дадут из центра». По его мнению, сегодня размещение производительных сил должно обеспечивать переход к инновационному развитию российской экономики. Такой переход объявлен нашими властями и  нужны экономические механизмы для такого перехода.

Как заявил С. Валентей, анализ показал, что никакой ассимиляции и корреляции между инвестициями и ростом инноваций у отечественных предприятий нет. Отсутствие стимулов к инновационному развитию может изменить и улучшить участие государства в формировании спроса на инновации и инновационные продукты. Среди государственных механизмов стимуляции инновационного развития - госзакупки и госзаказы, оборонзаказ, ведомственный заказ, например, инновационного медоборудования и, конечно, поддержка инновационных проектов Субъектов Федерации. При этом нужно отказаться от старых идей экономического либерализма, так как без государства в развитии инноваций в России не обойтись.

По мнению Президента ТПП РФ Евгения Примакова, к инновационному развитию предприятие подталкивает конкуренция. Но это на Западе. А у нас конкуренции нет, потому предприятия не заинтересованы в инновациях. Надо искать пути инновационного развития в России. А депутат Госдумы Евгений Федоров дал оригинальное определение "инновациям": это средства, потраченные на наукоемкое производство, высокие технологии и инновационные продукты.

В своем выступлении Григорий Рапота отметил, что нужно формировать транспортные «коридоры» и грузопотоки с Запада на Восток и с Севера на Юг России. Пока в России нет настоящих, сравнимых с западными, транспортных магистралей,   в стране еще огромное число грунтовых дорог. Надо строить современные магистрали, дать возможность субъектам хозяйственной деятельности получать землю в собственность либо в концессии для создания объектов инфраструктуры, поскольку, как показала практика, частные собственники работают гораздо эффективней, чем государственные организации.

По мнению Игоря Юргенса, у российского правительства пока отсутствует четкая территориальная и региональная политика. Создание трансроссийского транспортного коридора Запад-Восток остается пока лишь на словах. Хотя доходы от него могли бы стать одной из важнейших статей пополнения российского бюджета. Депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева также отметила, что никакой региональной политики сегодня у государства нет. Распределение собираемых в Росси налогов таково: 64% уходит государству и лишь 36 % остается в регионах. 

Комментируя выступления докладчиков Виктор Ивантер заявил, что регионам необходимы инвестиции в инфраструктуру. А для всей экономики страны нужны трудосберегающие и ресурсосберегающие технологии, а также повышение производительности труда. К примеру: в российском автопроме энергопотребление в 9 раз выше, чем в западных странах.

В ходе оживленной и открытой дискуссии были обсуждены следующие темы:

1. Пространство России в глобальном контексте: вызовы, угрозы, новые возможности.

2. Пути модернизации пространственного развития России: экономические, социальные, технологические, правовые и институциональные аспекты.

3. Будущее Севера, Сибири и Дальнего Востока в едином национальном пространстве.

4. Передовой опыт и перспективы инновационных преобразований в регионах.

5. Гармонизация партнерства государства, бизнеса, гражданского общества в модернизации пространственного развития.

 Как отмечалось на заседании, не стоит развивать регионы одинаково, они должны быть разными, промышленными, сельскохозяйственными, лесными и т д. Также выступающие отмечали, что евроазиатский транзит через Россию дает преимущества по сравнению с морскими перевозками грузов из Евросоюза в Японию и Ю.Корею. РЖД проводило эксперимент и получило такой результат: доставка грузов из Европы в ЮВА через Россию составляет 12-14 суток, а морским путем – 26 суток.

Обсужденные на заседании идеи создания транспортных «коридоров» с Севера на Юг и с Запада на Восток пока не реализованы, но чрезвычайно важны и выгодны для нашей огромной страны и ее Субъектов. Они смогут быть использованы для мультимодальных перевозок грузов. В регионах будут строиться транспортно-логистические центры и хабы для переработки и хранения грузов и контейнеров, а также терминалы для перекантовки их с одного вида транспорта на другой.

Отметим, что гипертрофированное развитие европейской части России и слабое развитие территорий за Уралом вносит дополнительный дисбаланс в работу всей российской экономики. К сожалению, на данном заседании Меркурий-клуба у выступающих не прозвучали весьма существенные для регионального развития темы. Это строительство крупнейшего нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), создание в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и Сахалине мощных нефте- и газоперерабатвающих производств, намеченных «Восточной газовой программой», которая осуществляется Газпромом по поручению Правительства РФ. Согласно новой Энергетической стратегии до 2030 года, электроэнергетика и нефтегазовый комплекс России будет прирастать Восточной Сибирью и Дальним Востоком. Сахалин и так уже приносит в бюджет немалые доходы от разработки нефтегазовых месторождений по соглашениям о разделе продукции (СРП) с иностранными компаниями. На Сахалине в 2009 году был построен первый в России завод по производству сжиженного природного газа, что является важной вехой инновационного развития российской энергетики. По всей линии строительства ВСТО намечено создавать НПЗ, экспортные нефтеотводы, на экспорт будут отправляться и продукты глубокой переработки нефти и газа. 

Эти крупные госпрограммы, осуществляемые в кооперации с российским бизнесом, естественным образом привносят в регионы огромные инвестиции, загружают предприятия, содействуют созданию новых инновационных производств, а также новых рабочих мест.  Быть может, это станет темой одного из будущих заседаний «Меркурий-клуба».

 

Авторы: Сергей Горнов, Марина Литвинова, ИА Агентство IPC

Фото: ИА Агентство IPC

Источник: Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ

Ссылка на статью


Версия для печати