Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Заседание «Меркурий-клуба»

Заседание «Меркурий-клуба»

//Сайт ТПП РФ, 13 Январь 2010

В Центре международной торговли прошло первое в новом году заседание «Меркурий-клуба».

По сложившейся традиции, накануне Старого Нового года, вниманию  представительной и авторитетной аудитории "Меркурий-клуба" был представлен «Аналитический обзор основных тенденций развития России, проявившихся в 2009 году», с которым выступил Председатель Правления Клуба, Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации академик РАН Евгений Максимович Примаков.

Свой доклад Президент ТПП России начал, остановившись на оценках и прогнозах, которые ранее делались в нашей стране, но так и не были подтверждены развитием ситуации в кризисный 2009 год.

В начале мирового финансового кризиса прогнозировалось, что Россия останется островом стабильности. Этого не произошло. Была недооценена, в частности, глубина интеграции России в мировую экономику и переоценено значение мер, предпринятых в докризисный период для защиты экономики в случае обвала нефтяных цен.

Вторая не выдержавшая соприкосновения с жизнью оценка, – будто бы причина кризиса в России лежит исключительно вне нашей страны. Да, кризис пришел к нам извне, но глубину в России он получил в результате именно наших особенностей. У нас 40 процентов ВВП создается за счет экспорта сырья, поэтому кризис больнейшим образом ударил по России.

Мы не вкладывали наши сверхдоходы не только в то, чтобы покончить со сверхзависимостью от экспорта сырья, но и в то, чтобы развить рыночную инфраструктуру.  Одним из последствий этого стала неразвитость банковской системы, в России так и не образовалась система долгосрочного кредитования. Наших предпринимателей практически выталкивали за рубеж для получения «длинных» денег – долгосрочных кредитов. Кризис высветил важнейшую задачу – необходимость создания в России внутренней системы финансирования экономики.

Третье. Неверна оценка, что мировой финансовый кризис означает начало конца капитализма, иными словами, рыночной ориентации экономики. Да, сейчас все выходят из кризиса, применяя методы, далеко не свойственные либеральному капитализму. Но на определенных этапах, как сегодня, капитализм не только допускает государственное вмешательство, но не может развиваться без этого. Участие государства в экономической жизни не ограничивается тем, что оно является собственником предприятия; это лишь одна сторона вмешательства государства в экономику. Другая заключается в том, что государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает. При этом следует всячески противодействовать сращиванию чиновничества всех мастей с бизнесом, на что у нас пока обращается значительно меньше внимания, чем необходимо. А без разрыва связки чиновничества с бизнесом невозможна серьезная борьба с коррупцией.

Ещё один несостоятельный вывод заключается в том, что доллар якобы абсолютно исчерпал себя как резервная валюта. Неосуществимы на близлежащий период и прогнозы превращения в резервную валюту рубля. Кризис показал лишь, что будет расти роль региональных и национальных валют.

Жизнь, практика, в том числе и экономический кризис, подчеркнул Евгений Примаков, заставили Россию задуматься над проблемой модернизации вообще и прежде всего – модернизации экономики. Примаков уверен, что речь идет о необходимости решить двуединую задачу: перевести экономику на инновационные рельсы и изменить ее структуру. Конкретные предложения были широко представлены в Послании Президента Д.А.Медведева Федеральному собранию и в речи, произнесенной Председателем правительства В.В.Путиным на съезде партии «Единая Россия».

Что может помешать успешному продвижению России к новой экономической модели? Евгений Примаков предупреждает: такой помехой прежде всего является инерционное мышление весьма влиятельных кругов, которые уповают на возвращение на докризисный уровень сырьевых цен. Но это объективно ведет к превращению России в сырьевой придаток мировых держав, не только «традиционных», но и таких, как Китай.

Последствия будут пагубны – и в экономической, и социальной, и в политической областях. В то же время, модернизируя Россию, не следует поворачиваться спиной к сырьевым компаниям. Мы, напомнил глава ТПП РФ, еще очень долго будем зависеть от выплачиваемых ими налогов и других взносов, пополняющих бюджет. Поэтому сырьевой сектор должен занять достойное место и в новой экономической модели.

Неправильно также представлять все проделанное в российской экономике до сегодняшнего дня только в негативном плане. Недостатки были, но сделано в целом немало.

Евгений Примаков особо подчеркнул: абсолютно понятно стремление и президента, и руководителя правительства сделать все, чтобы сохранить социальную направленность экономической политики. Это диктуется уже хотя бы нынешней бедностью значительной части российского населения. Поэтому вдвойне невозможен отход от социальной ориентации антикризисных мер, которым некоторые экономисты противопоставляют правильный по сути, но неприемлемый в российских условиях отказ от поддержки правительством ряда экономически несостоятельных предприятий, особенно в моногородах.

Переход на путь инновационной экономики возможен в России прежде всего при опоре на средние и малые предприятия. Нужна также многосторонняя поддержка военно-промышленного комплекса, что превратит его в один из важных рычагов инновационного развития всей экономики, поскольку ВПК вобрал в себя наибольшую часть научно-технического потенциала страны. Технико-технологические достижения ВПК должны стать доступными для гражданского производства, как в тех же США, например.

В отсутствие в стране должного уровня конкуренции резко возрастает роль государства как стимулятора научно-технического  прогресса. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий является дифференцированное снижение налогов, предоставление налоговых каникул, субсидирование процентных ставок на кредиты, используемые для приобретения новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования.

В условиях кризиса такие решения принимаются сложно, но это необходимо делать. Следует втягивать в организацию инновационного движения и сам бизнес, подчеркнул Евгений Примаков. Торгово-промышленная палата России, например, предложила принять федеральный закон, который обязывал бы все компании направлять определенный процент от доходов в общенациональный Фонд модернизации и технологического развития страны. Причем, что очень важно, сумма отчислений в этот Фонд уменьшалась бы в зависимости от размера средств, которые компания тратит на решение своих собственных инновационных проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Следует более активно использовать российский интеллектуальный потенциал. Принятие закона, разрешающего вузам создавать коммерческие структуры, может серьезно способствовать развитию венчурного предпринимательства в России. Но для этого следует разработать целый ряд нормативных актов.

Широкую поддержку в стране имеет тезис, что модернизация экономики невозможна вне процесса демократизации общества. Сегодня многие, и не без оснований, критикуют российское правосудие за то, что часто экономическая деятельность у нас  искусственно криминализируется. Да, нельзя допускать искусственную криминализацию экономики. Но противопоказано также ослаблять внимание к ее реальной криминализации – наиболее опасными проявлениями этого являются коррупционное «обслуживание» экономики чиновничеством, преступные действия самих предпринимателей: рейдерство, производство контрафактной и фальсифицированной продукции, уход от уплаты налогов, монополизация рынков.

Успех модернизации экономики в России во многом завит от создания такой партийно-политической системы, которая помогала бы властям избегать ошибочных решений. Характерная черта такой системы – партийный плюрализм. Его нормальному развитию в России сегодня препятствуют два обстоятельства: жесткий контроль сверху, направляющий процессы партийного строительства, и административный ресурс, которым в несравнимо большей степени, чем другие партии, пользуется сегодня самая сильная из них – «Единая Россия».

Евгений Примаков затронул также проблему модернизации и внешней политики страны. Недопустим внешнеполитический изоляционизм, подчеркнул он, поскольку это означает отказ от создания наиболее благоприятных внешних условий для модернизации экономики. Россия – один из полюсов создаваемого многополярного мироустройства. Становление многополярного мира предполагает и многовекторность российской внешней политики. Но приоритетными ее направлениями являются европейские государства, США, Китай, Индия, страны СНГ.

Евгений Примаков напомнил, что движение к модернизации в России совпало по времени с приходом к власти в США новой администрации президента Барака Обамы, который в ряде случаев продемонстрировал желание «перезагрузить» отношения США с Россией. Россия сегодня может воспользоваться перспективой развития нормальных отношений с Соединенными Штатами – страной, которой мировой кризис не помешал остаться самой сильной в мире в экономическом, военном плане. Ориентации России на здоровые, взаимовыгодные связи с США не только не препятствует, но наоборот, способствует многовекторности нашей внешней политики.

В заключение Евгений Примаков отметил, что перевод российской экономики на новую модель развития совпадает по времени с важнейшим процессом – достигнуто соглашение о таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. В случае успеха просматривается перспектива создания единого экономического пространства для целого ряда государств СНГ. При правильном учете такой перспективы планы модернизации российской экономики получат еще одно обоснование своей необходимости и еще одно важное условие для обеспечения успеха, подчеркнул глава ТПП РФ.

 Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А.Бондарь

Ссылка на статью


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".