Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Царь или не царь?

Царь или не царь?

//Газета "Культура", 22-28 октября 2009 №41 (7704), 22 Октябрь 2009

Вместо нового фильма Павла Лунгина в Госдуме обсуждали личность Ивана Грозного

В ГОСТЯХ У ВЛАСТИ

Закрытую премьеру российского фильма специально для представителей власти не устраивали давно. Видимо, сильны еще воспоминания народа и кинодеятелей о советских временах, когда почти все фильмы сначала показывали руководителям КПСС и именно тогда получали одобрение или наоборот "путевку на полку" Госфильмофонда. Но времена меняются: на прошлой неделе в здании Государственной думы РФ на Охотном Ряду прошел закрытый показ нового фильма Павла Лунгина "Царь".

Конечно, скрывать, что государственные деятели - депутаты ли, чиновники ли - частенько являются первыми зрителями работ наших кинорежиссеров, было бы неправильно. Я сама не так давно присутствовала на таком специальном, еще предпремьерном и даже предфестивальном показе фильма Карена Шахназарова "Палата № 6" для депутатов Комитета по культуре ГД РФ. И тогда это был показ закрытый, непубличный, так сказать.

Показ же фильма Лунгина, который уже был представлен на нескольких кинофестивалях, избранникам народа, формально считался "закрытым". Но сопровождался громкими анонсами и, как следствие, состоялся при полной явке специально приглашенной прессы. А вот самих народных избранников как раз оказалось немного. "В зале присутствуют депутаты Думы прошлых созывов Григорий Томчин, Василий Шандыбин, - сразу же начал оглашать список vip-гостей Игорь Кирпичев, гендиректор клуба "Российский парламентарий", которым совместно с Комитетом ГД по культуре и был организован кинопоказ. - Пришли депутаты нынешнего созыва, писатель Михаил Веллер, телеведущая Ангелина Вовк". Рядом с г-ном Кирпичевым сидели режиссер Павел Лунгин и первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Артур Чилингаров. "Ожидаем депутата Жириновского", - в заключение отметил Игорь Кирпичев.

Но депутата Жириновского так и не дождались. Вместо этого во время вступительной речи Артура Чилингарова и Павла Лунгина в малый зал здания на Охотном ряду тянулись гости, не привыкшие к строгому пропускному контролю в ГД РФ и явившиеся ровно в назначенное время (показ начинался в 17.00). Хотя организаторы мероприятия предупреждали гостей, что прибыть нужно с 16.00 до 16.30. Кстати, для удобства на первом этаже Госдумы приглашенных должен был ждать специально обученный человек с табличкой "Царь". Но "Царя" на месте, увы, не оказалось. Стройными рядами стекались общественные деятели, разные чиновники и представители религиозных организаций.

Состав публики был, видимо, предопределен проблематикой "Царя", которая многим и представляется именно как вопрос взаимоотношения власти и Церкви, их взаимодействия и взаимовлияния. "Тема, которую Павел Семенович Лунгин поднял в картине, сложна и будет осмыслена еще не одним поколением. Это тема взаимоотношений власти и Церкви и отношения народа к власти. Я думаю, неслучайно этот предварительный показ перед большой премьерой, которая состоится в ноябре в Москве, проходит именно в Государственной думе. Когда вы посмотрите фильм, у вас может сложиться очень противоречивое мнение. С точки зрения российской власти мне было немного страшно и где-то даже обидно. Но с точки зрения подхода к философии власти этот фильм очень интересен. Я надеюсь, что вы будете заворожены и заинтригованы им", - предварила показ заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Алла Кузьмина. Глава клуба "Российский парламентарий" отметил, что демонстрация фильма именно в стенах Госдумы - знак уважения режиссера к государственной власти в целом и российским парламентариям в частности.

Сам же Павел Семенович так глобально не обобщал и постоянно говорил о том, что фильм "Царь" повествует не обо всей жизни Ивана Грозного и не о феномене российской власти вообще, а лишь "о нескольких годах правления Ивана Грозного, о его отношениях с митрополитом Филиппом". "Наш фильм тяжелый, но духоподъемный, поскольку в нем присутствует митрополит Филипп, великий русский святой, роль которого стала последней для гениального русского артиста Олега Ивановича Янковского", - напомнил собравшимся режиссер.

Но депутаты пришли смотреть "Царя" не как художественное произведение, а исключительно как религиозно-политический трактат.

Поэтому, когда выяснилось, что экран малого думского зала вовсе не предназначен для кинопросмотра - безумно вытягивал кадр вдоль и делал и без того темный фильм еще темнее, депутатов это расстроило мало. А вот сам Павел Семенович фильм с таким качеством изображения смотреть не смог и вернулся в зал только после завершения показа - на дискуссию.

"Это яркий, оригинальный и сильный фильм, который внушает отвращение к российской государственности, царизму и, в сущности, к российской истории. Во многом это результат прекрасного выбора актеров - Петра Мамонова и Ивана Охлобыстина - и создания ими образов, после которых остается такое послевкусие, что хочется помыться изнутри и снаружи и после такого царя, и после такого шута... Зато Христианская православная церковь показана в фильме с самой лучшей стороны, за что хочется поклониться памяти великого актера Олега Ивановича Янковского. После фильма "Царь" возникает желание повернуться к любой власти спиной и уйти в монастырь", - начал дискуссию писатель Михаил Веллер. Но желание это Веллер так сразу в реальность не воплотил.

Лунгин же героически продолжал отстаивать свою позицию: "Я говорил не о власти в целом и не о Церкви, а о поступках конкретных людей". По мнению Павла Семеновича, митрополит Филипп - человек, совершивший великий христианский, человеческий подвиг. Иван Грозный - первый царь, воевавший с собственным народом, создавший опричнину и натравивший одну часть России на другую. "Но об этом мне хотелось рассказать, меньше всего желая оскорбить народ и сегодняшнюю власть", - заключил Лунгин.

Вот и глава Московского отделения Союза православных граждан Кирилл Фролов не увидел в фильме "никакого обобщения и оскорбления российской государственности", но выступил в абсолютном контексте своей профессиональной деятельности: "Митрополит Филипп - это тоже власть, власть духовная, и в нем я вижу оправдание российской государственности. Государству нужна нравственная опора в виде сильной Церкви, и бояться сильной церкви это - то же самое, что бояться сильной науки, сильной культуры, сильного общества".

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и детей Наталья Карпович выступала в соответствии со своим статусом: "Как мама пятерых детей я уверена в том, что такие фильмы должны быть". На что многие из зала сразу же отреагировали, что фильм для детской психики очень тяжел. "Там столько пыток показано, что детям это вообще смотреть нельзя. Да и непонятно, зачем это все так кроваво снимали", - делились своими впечатлениями сидящие неподалеку депутаты. Но мать пятерых детей Наталья Карпович увидела в фильме "самое ценное - умение верить и любить": "У фильма потрясающий финал, который говорит нам о том, что ты всегда останешься один, если не будешь делать свое дело с любовью и верой".

От таких высоких нравственных ориентиров собравшихся отвлек глава Союза православных хоругвеносцев, председатель Союза православных Братств Леонид Симонович-Никшич, выступивший с крайне странной речью: "Фильм "Царь" - это пародия на Россию и на ее историю, это настоящее уникальное кощунство. Причем, очень талантливое кощунство с прекрасной режиссерской работой и великолепной игрой актеров". Разгорячившись, религиозный деятель называл фильм "настоящим плевком", и "талантливым безобразием", Малюту Скуратова - шекспировским персонажем, а самого Ивана Грозного - человеком страдающим...

Как же все-таки любят отечественные деятели давать оценки всем историческим лицам, историческим эпохам и их последствиям. К примеру, по мнению главы Византийского клуба "Катехон" при Институте философии РАН Аркадия Малера, "Иван Грозный оказался правителем, недостойным занимаемого им места. Он был действительно образованным человеком, очень хорошо начинал, но плохо продолжил и отвратительно закончил..."

Непосредственно о фильме говорили немного. Утопая в субъективных оценках исторических персоналий и ситуаций, общественные и религиозные деятели забывали о художественных достоинствах. Тем не менее совет Павлу Лунгину в Госдуме все-таки дали. Тот же Аркадий Малер, поблагодарив Павла Семеновича за фильм, отметил: "Нам бы хотелось, чтобы талантливые режиссеры снимали фильмы и о светлых периодах российской истории, таких, как правление Ивана III, который фактически собрал разрозненную Россию, правление Василия III и Алексея Михайловича".

Подобные советы, как известно, давал когда-то и Сталин. Писал на страницах "Правды" еще в довоенное время о том, что власть ждет от режиссеров новых успехов - "новых фильмов, прославляющих, подобно "Чапаеву", величие исторических дел борьбы за власть рабочих и крестьян Советского Союза". А уже после войны, "чтобы не было ошибок в выборе тем для фильмов, чтобы не проходили ненужные вещи", собирался сам просматривать сценарии. И слово свое, увы, держал.

К счастью, в современной России советы относительно правильных тем для будущих фильмов российским режиссерам дают пока общественные и религиозные деятели. Хотя, как говорится, "лиха беда начало"...

Мария ТОКМАШЕВА

Ссылка на статью


Версия для печати






Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".