Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности в России

//Клуб патентных поверенных, 29 Июнь 2005

Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности в России

29 июня в Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему: «Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности в России», организованный клубом «Российский парламентарий» при поддержке Комитета по образованию и науке.


В дискуссии участвовали депутаты, руководители общественных и научных организаций, специалисты в сфере прав интеллектуальной собственности, предприниматели. Вел «круглый стол» генеральный директор клуба Игорь Кирпичев.
   
   Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Сергей Колесников, говоря об интеллектуальной собственности и ее вовлечении в инновационную деятельность, отметил, что «пока слова не переходят в дела». Он указал на необходимость формирования национальной стратегии в указанной области. По его словам, речь должна идти об обороте ноу-хау, передаче прав на результаты научно-технической деятельности и упрощенной процедуре регистрации товарных знаков. Государство должно стимулировать инновационную деятельность посредством бюджетного финансирования и налоговых льгот, уверен С.Колесников.
   
   Пока диалог власти и бизнеса по стимулированию инновационной деятельности, по мнению С.Колесникова, «практически полностью отсутствует». В этой связи нужен легитимный механизм лоббирования, но закон, регулирующий лоббистскую деятельность, до сих пор не принят.
   
   Являясь сторонником идеи системного изменения законодательства, С.Колесников считает необходимым принять базовый закон об интеллектуальной собственности, которая, по его мнению, в силу ряда особенностей не подпадает под действие закона об авторском праве и смежных правах. В базовом законе об интеллектуальной собственности, пояснил он, должен быть описан «алгоритм перехода от интеллектуального продукта к инновационному продукту и к рынку», определены меры поддержки инновационной деятельности и порядок деятельности соответствующих общественно-государственных фондов. Следует также принять законы о саморегулируемых организациях и об оценочной деятельности. Без собственных оценочных организаций и без национального законодательства в этой сфере со вступлением в ВТО Россия попадет в заложники к зарубежным организациям, считает депутат. «Таковы законы этой торговой организации: если ты не создал собственную систему, стоимость интеллектуального продукта и других продуктов за тебя будут определять другие. А это, между прочим, многомиллиардный рынок в долларовом исчислении», - пояснил он.
   
   Рассмотрены в «нулевом» чтении и «видимо пойдут дальше» законопроекты об интеграции в научной и образовательной деятельности.
   
   Принятый в первом чтении законопроект об особых экономических зонах, по словам С.Колесникова, дает «большие надежды», но есть в нем и ряд спорных, с точки зрения депутата, положений. В частности в проекте используется концепция «чистого поля», хотя «гораздо проще и эффективнее» было бы использовать концепцию вовлечения существующих структур и хозяйственной собственности в оборот. Ориентация на промышленно-производственные, а не инновационные аспекты затрудняет введение в оборот отечественной интеллектуальной собственности. Кроме того, проектом предусмотрена довольно длительная разрешительная процедура.
   
   По словам первого заместителя председателя Комитета по культуре Александра Тягунова, «есть все основания продолжить работу» по совершенствованию закона об авторском праве и смежных правах. Необходимо разработать и принять закон, который создал бы эффективную систему коллективного управления имущественными правами авторов и иных правообладателей. Следует усовершенствовать формы и методы надзора за деятельностью обществ по коллективному управлению имущественными правами со стороны государства, расширить возможности противодействия незаконному использованию произведений и объектов смежных прав.
   
   «Опыт коллективного управления авторскими и смежными правами в России отчетливо выявил ряд негативных факторов, препятствующих нормальному развитию российского рынка интеллектуальной собственности», - сообщил А.Тягунов. В их числе он назвал существование множества параллельных организаций, управляющих одинаковой категорией прав в интересах одной и той же категории обладателей; отсутствие эффективной системы сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения; отсутствие строгого законодательного закрепления допустимых сфер коллективного управления, а также реальных инструментов контроля за соблюдением прав авторов.
   
   Заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Алексей Лихачев отметил, что уже созданная правовая база могла бы качественно улучшить оборот интеллектуальной собственности и повысить ее экономический и бюджетный эффект, если бы не страдала правоприменительная практика. Проект закона об особых экономических зонах, по его оценке, пока далек от того, чтобы быть серьезным рычагом в использовании интеллектуальной собственности. Он также сообщил, что уже в текущую сессию депутаты планируют приступить к работе над концепцией закона о передаче технологий, созданных за счет средств федерального бюджета (включая военные технологии и технологии двойного назначения), на региональный уровень и в частный сектор. Предполагается, что проект будет содержать ряд ограничений, связанных с вопросами защиты безопасности, жизни и здоровья граждан.

Ссылка на статью


Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".