Здание Государственной Думы. Зал № 830.
7 июня 2004 года. 11 часов.
Председательствующий И.В.Кирпичёв Уважаемые друзья, участники «круглого стола», мы начинаем заседание Парламентского клуба, который проходит при поддержке Комитета по охране здоровья Государственной Думы. И как вы знаете, тема «круглого стола» звучит как: «Правильное питание как фактор укрепления здоровья нации». Я прошу прощения за небольшую задержку и хочу сразу проинформировать, что председателя Комитета по охране здоровья Т.В.Яковлевой и председателя Совета Парламентского клуба Артура Николаевича Чилингарова возможно не будет, потому что в 11 часов назначено заседание высшего совета фракции «Единство» Государственной Думы. И Борис Вячеславович Грызлов собрал депутатов сейчас у себя на этом заседании, поэтому многих депутатов на нашем «круглом столе» не будет.
В начале «круглого стола» мы от имени Комитета по охране здоровья предоставим слово председателю подкомитета по охране здоровья детей профессору, детскому хирургу Рокицкому Михаилу Рафаиловичу.
Рокицкий М.Р. Глубокоуважаемые дамы и господа, дорогие коллеги, наш комитет очень рад и благодарен Парламентскому клубу за то, что заседание «круглого стола» посвящено столь актуальной теме, тем более для нашего комитета, Комитета по охране здоровья. Понятие здорового образа жизни не мыслимо без рационального питания, без адекватного питания. Мне, как председателю подкомитета по охране здоровья детей эта тема особенно близка, ибо она касается охраны питания, обеспечение питания детей различного возраста, обеспечение питания рационального беременных и кормящих матерей, обеспечение питания школьников. Я думаю, что в этой аудитории нет необходимости подчеркивать и объяснять актуальность этих проблем. В числе их и выделение рационального необходимого финансирования на питание школьников, на обеспечение питания вообще.
Но я бы не стал сводить все проблемы, стоящие перед нами к вопросам только финансирования, это самый легкий путь. Он трудно достижим, но проще всего объяснить отсутствием финансирования должного. Речь должна идти еще и об очень большой разъяснительной работе с населением. Разъяснение принципов адекватного рационального, если хотите, функционального питания, это, безусловно. Это касается и школьников. Разъяснение детям в школе принципов рационального питания, что полезно, что вредно.
Сегодня в прессе муссируется вопрос о трансгенных ингредиентах. Если верить ассоциации борьбы, или она называется в чистом виде: Общенациональная ассоциация генетической безопасности России, у нас в 18 раз занижены нормы содержания трансгенных компонентов. Генетически модифицированные источники превышают все допустимые нормы. Я подчеркиваю, если верить информации этой ассоциации. Это, по-видимому, тоже одна из важных проблем, которыми мы должны заниматься.
Государственная Дума прежних созывов обращала пристальное внимание на эти вопросы. К числу таких законодательных актов прямо или косвенно касающихся вопросов питания относятся федеральные законы, принятые федеральные законы: «О санитарном эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об образовании». И особо следует подчеркнуть, что наряду с этими актами большая роль, важная роль в работе по улучшению питания детей в России принадлежит концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации в 1998 году.
Какие задачи стоят перед нами помимо того, что я сказал? Это, я уже говорил, формирование у населения правильного представления о пищевых приоритетах и рационализации питания, это организация детского питания вообще и питания школьников в частности, наконец, это определение источников финансирования данной деятельности, что особенно актуально в свете разграничения полномочий между федеральными органами государственной исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
По просьбе председателя нашего комитета Татьяны Владимировны Яковлевой я хочу передать особую благодарность и поддержать инициативу сотрудников Института возрастной физиологии Российской академии образования во главе с член корреспондентом Российской академии образования Безруких Марьяной Михайловной, которые разработали и успешно реализовали в ряде территорий России целевую программу «Разговор о правильном питании». Только за пятилетний срок ее апробации в ней приняли участие свыше 800 тысяч детей. Надо отметить, что успешному воплощению программы в жизнь ... ее Генеральному директору господину Гансу Гундельбергу, на средства которых эта программа была разработана и реализована.
Я не сомневаюсь, что сегодняшний разговор, сегодняшний «круглый стол», в котором принимают участие профессионалы самого высокого уровня, будет содействовать решению этих проблем, будет способствовать определению тех недостатков в законодательной базе с тем, чтобы Государственная Дума, с тем, чтобы наши комитеты, Комитет по охране здоровья, в частности, могли эти пробелы ликвидировать и устранить. Я не сомневаюсь, что этот разговор поможет определить новые приоритеты в вопросах рационального питания. Я пожелаю всем нам успехов в работе и благодарю вас за внимание. Спасибо. (Аплодисменты).
Председательствующий. Спасибо, Михаил Рафаилович. Разрешите слово предоставить Безруких Марьяне Михайловне, доктору биологических наук, директору Института возрастной физиологии РАО, академику Российской академии образования.
Безруких М.М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, уважаемые дамы и господа, уважаемые гости, вопрос, который мы хотели бы сегодня обсудить, это вопрос жизни и будущего наших детей. Мы долгие годы не думали о том, как питаться. Речь шла о том, чтобы было, что есть. Но последние десятилетия заставляют не только нас, заставляют людей во всем мире задуматься о качестве питания, о том, что питание должно быть рациональным. И 8 лет тому назад счастливо совпали два момента. Институт возрастной физиологии очень хотел разработать образовательную программу для школьников младших классов, в которой мы хотели рассказать о том, как правильно питаться. При этом не рассказывать о белках, жирах, углеводах, о том, что недоступно маленькому человечку. И ситуация, вы помните прекрасно, 8 лет тому назад была совсем не простой. И питание в нашей стране было далеко от рационального.
Но сложившиеся стереотипы, стереотипы многолетние заставляли родителей тратить те копейки, которые у них были, не на полезные продукты, а на то, что, может быть, и не стоило бы приобретать. И вот это счастливое совпадение нашего желания и возможностей фирмы «Нестле», которая взяла на себя огромный труд разработки и реализации этой программы, помогло нам в течение последних 7 лет разработать сначала первую часть программы. Вот у каждого из вас есть такая тетрадь, и я не буду долго рассказывать, это занимательные занятия. Занятия, которые, как показал опыт, учитель включает не в специальный урок. Мы прекрасно понимаем, что урок здоровья, так же как урок физики, математики, и если за здоровье ставят оценку и на дом задают домашнее задание и оценивают, может быть, когда-то знания ребенка не удовлетворительно, результата не даст. Все в игре, все в игровой форме.
При этом мы очень хотели привлечь к этой работе родителей. Мы прекрасно понимали, что без родителей реализовать подобную программу невозможно. И наш опыт, уже теперь 7-летний опыт работы с программой, с программой, которую проработали уже больше миллиона российских школьников в 28 регионах России, я вот вижу сегодня много знакомых лиц. Несколько дней тому назад 2 и 3 июня у нас прошла четвертая региональная конференция координаторов программы, которые работают в 28 регионах России. И сами педагоги показывали нам то, как реализуется программа. Вот у меня здесь, и я думаю, те, кого это заинтересует, есть отчет о работе учительницы далекого села. Отчет, который показывает, при этом нам даже был показан видеоматериал и фрагмент занятий, что в работе участвуют папы и мамы.
Вы знаете, какое это было потрясение, когда показывают школу и молодых пап в далеком глухом селе, которые озабочены этой проблемой. То есть нам удалось сплотить родителей, семью и школу. Нам удалось в этой программе заинтересовать не только педагога, а то, насколько заинтересован педагог, показывает вот специальная книжка, она где-то здесь, у меня. Вот эта книжка в 25 печатных листов, методические разработки педагогов по этой программе. И это только малая часть того, что делают педагоги. Были бы средства, мы бы издали многотомник.
Потому что творчество учителя должно иметь толчок, методика, которая ему дается должна быть адекватна возрасту, методика должна быть интересна для работы и школы, и семьи, по счастью так сложилось. И по просьбам учителей и родителей в прошлом году была разработана следующая часть программы, она называется "Две недели в лагере здоровья". Это тоже форма, форма работы. Мы собираем своих героев как бы проработавших по первой части программы в лагере здоровья и продолжаем разговор о правильном питании. Главный принцип разработки программы: здоровое питание, рациональное питание, это недорогое питание.
Я вам хочу сказать о самом нашем главном опасении 1993 и 1994 года, когда только начиналась программа. Мы очень боялись принять существующую форму, полезно - вредно, это есть нехорошо, а это очень часто пропагандируется. Мы боялись, что ребенок придет домой и скажет маме: "Макароны вредно". А у мамы, может быть, кроме макарон ничего нет.
Поэтому мы старались избегать крайностей, старались быть рациональными даже в своих рекомендациях. Мы попробовали сделать ряд занятий совершенно необычных, одно из них, например, в первой тетради называется "Как сделать кашу вкусной" и вот здесь есть и иллюстрации, и есть работы, и есть вот эта тетрадь, книга, все кого это интересует, увидят. Что оказалось, это одно из самых интересных занятий.
На что мы не могли рассчитывать и какую цель мы перед собой не могли ставить, начиная эту программу - изменить структуру питания в семье. Все прекрасно понимают, что это длительный и очень сложный процесс. Но как показывают результаты опросов, а вы можете здесь увидеть, у нас есть свои разработанные анкеты. А вот здесь анкеты, которые для пап и мам разработала сама учительница. Мы видим, что изменилась структура питания в семье, питание стало более рациональным, более здоровым. Родители понимают, что можно не купить чипсы, а купить салат, или сделать зеленый салат. Понимают, что можно не купить банку кока-колы, но уж, конечно, этих денег хватит на овсянку.
И вот это изменение приоритетов в питании, причем изменение приоритетов питания в семье мы считаем одной из главных заслуг программы. Есть еще один фактор и о нем нам рассказывали все координаторы программы вот 2 и 3 на нашей конференции.
Школы, в которых работает программа, вынуждены менять программу питания в школьном буфете, потому что они привлекают к этой работе поваров, а мы знаем, что в маленьких городах и в селах повар готовит, и повар включается в эту программу. У нас есть специальные занятия, когда дети вместе с работником школьной столовой решают многие вопросы и работник школьной столовой рассказывает им, что должно быть рационально. После этого готовить неполезную пищу уже ни у кого просто не поднимается рука. И наш специальный анализ показывает, что меняется структура питания и характер питания в школьных столовых, что чрезвычайно важно.
Еще один, наверное, важный показатель необходимости такой программы, это очень большая активность педагогов. В первые годы мы рассылали письма в регионы, мы рассказывали о программе, мы проводили семинары, кстати, семинары продолжаем проводить и сейчас. Но в последние годы у нас нет необходимости просить кого-то участвовать в программе. Мы каждый год теперь получаем такое количество заявок, дай Бог бы фирме "Нестле" справиться с этим количеством заявок. Ведь все это бесплатные тетради.
Они приходят в школу бесплатно, вместе с бесплатными методичками для родителей и бесплатными методичками для учителя. То есть это чисто спонсорский вариант программы.
Я не плохо знаю ситуацию в нашем образовании, но не знаю ни одной столь долго действующей системной программы на спонсорской основе. Да, отдельные акции очень часто проводятся, но эта системная и комплексная работа.
И завершая нашу конференцию, 3 дня тому назад, мы получили настоятельное предложение или просьбу, продолжить программу, прекрасно понимая, что подростковый возраст это тот период, где рациональное питание не менее значимо, чем в начальной школе, а может быть и более существенно. Мы знаем складывающиеся сейчас стереотипы и требования к фигуре у подростков, у мальчиков и у девочек, сталкиваемся очень часто с негативными явлениями. Когда девочка садится на ту же диету, на которой сидит мама. Когда мальчики начинают качаться и используют анаболики и очень сильные и высокие физические нагрузки, а при этом должно быть совершенно иным питание.
Это задача будущего. И мы очень хотели бы ее реализовать. Надеемся, что нам это удастся. Спасибо за внимание. Я готова будут ответить на ваши вопросы.