Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Тезисы доклада А.Л.Клевицкого на заседании «Меркурий-клуба» «О необходимости принятия и реализации неотложных мер по поддержке музыкальной культуры»

Предлагаемый доклад подготовлен с целью привлечения внимания официальных лиц нашего государства и общественности к существующим в настоящее время проблемам отечественной музыкальной культуры. Рассмотрим актуальные ключевые проблемы отрасли. Считал бы целесообразным по результатам заседания, выработать совместные предложения в адрес руководства Российской Федерации.
 
                                                                  «Музыка призвана воспитывать   
                                                 понимание гармонии и высокой красоты»
 
1.                      Роль музыкальной культуры в формировании духовного и культурно-исторического пространства Российской Федерации
 
«Культура в России исчезла, оперы нет, оркестры не нужны, система отечественного музыкального образования уничтожается – все затмила массовая поп-культура» – наверняка каждый из присутствующих слышал утверждения подобного рода. На самом деле, как мне кажется, положение дел в области музыкальной культуры выглядит несколько иначе.
Присутствующие в этом зале – руководители крупных музыкальных коллективов, руководители ведущих учебных заведений, представители профильных министерств и ведомств доказывают результатами своей успешной работы, что музыкальная культура в нашей стране жива, и, более того, она развивается.
«Российским композиторам необходима поддержка», – с таким заявлением выступил Ваш покорный слуга (А. Клевицкий) 14 апреля 2010 года в дискуссии «Музыка и время» - Нужно сделать так, чтобы музыкантам было интересно исполнять произведения наших современников. Ведь, к сожалению, так сложилось, что у нас наблюдается засилье различных образцов западной культуры, причем зачастую речь идет о, мягко говоря, посредственных произведениях. Хотелось бы, чтобы из наших радио- и теле приемников звучали произведения российских авторов, чтобы лучшая музыка российских композиторов исполнялась в концертах. Только так мы сможем изменить отношение соотечественников к российской музыке и воспитать у молодежи соответствующий музыкальный вкус к ней, желание чаще посещать концерты и слушать музыку, которую сочиняют композиторы, живущие в нашей стране».
К композиторам и их проблемам я еще вернусь, а сейчас несколько слов о значимости для нашей страны и для всего мира культуры, как таковой, и ее неотъемлемой части – культуры музыкальной.
19 апреля 2010 года в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания «О концепции проекта нового базового федерального закона о культуре». В слушаниях участвовали депутаты Госдумы, правительственные чиновники, руководители учреждений культуры, отечественные деятели культуры и искусства. Своим присутствием и авторитетом они помогли концепции закона включить «зеленый свет». Наконец, Законотворчество сдвинулось с мертвой точки впервые за 12 лет. Более того, у профильных специалистов появилась возможность выразить свои мысли по столь значимой для нашей страны теме. Председатель комитета по культуре ГД Григорий Ивлиев сказал: «Мы сформулировали общие принципы концепции нового закона о культуре и хотели бы пригласить к дальнейшей дискуссии все заинтересованные стороны». Ключевую государственную проблему, которую должен решить новый закон, назвала в начале слушаний заместитель председателя Государственной думы Светлана Журова: «Должна ли культура полностью выйти на самоокупаемость или перейти на господдержку?» Впрочем, такой «меркантильный» подход к Закону «О культуре» разделяют не все. Заместитель министра культуры Екатерина Чуковская в ходе слушаний сказала: «Нам нужно понять, нужно ли писать закон только для того, чтобы придумать более простой способ получения денег из бюджета? Или – что считать культурой, определиться с соотношением цели, предмета и правовых средств».
Другие выступающие подтверждали, что в новом законе должно быть четко прописано, что такое культурная политика страны и какой она будет в современной России, кто такие творческие работники, определить их права и ответственность, в какие союзы они могут и должны объединяться и многое другое.
Мне видится в числе главных проблем отечественной музыкальной культуры то, что о культурной деятельности недостаточно известно тем, кому собственно она и предназначена – современному обществу. Сейчас наблюдаются иные приоритеты: культура не может являться «продуктом». Она есть – обособленная и необязательная часть сферы услуг, предназначенная для производства и сохранения творческих произведений, которые, в свою очередь, способствуют лишь развлечению людей, уставших от более важных занятий.
И, как ни странно, этот комплекс стереотипов достаточно обоснован. В окружающем нас современном мире музыку многие воспринимают как средство: средство проведения досуга, продвижения товара, украшения быта или декорирования среды.
Задача современного творческого сообщества, как мне кажется, – представить не просто национальную программу по культуре, а продумать глубокие системные изменения, которые смогут осуществиться только через переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в культуре, определении значения профессиональных   музыкальных объединений.
 
2. О возможностях государственно-частного партнерства в музыкальной деятельности (образование, концертная работа, обеспечение надлежащей материальной базы субъектов культуры)
 
Мировая практика не знает стран, отказывающихся от системы мер по поддержке культуры. Речь всегда идет о бюджетных ресурсах, о разных способах распределения «усилий» между бюджетом и частным финансированием в форме спонсорства, меценатства или иных видов благотворительности.
Тематика частно-государственного партнерства привлекает все большое внимание, как со стороны органов власти, так и со стороны делового сообщества.
Модернизация и расширенное воспроизводство творческой и социальной инфраструктуры, осуществление инновационного прорыва требуют значительного объема как организационных, управленческих, так и финансовых ресурсов. Таких ресурсов в государственном бюджете нашей страны явно недостаточно. Однако, эффективное решение задачи полноценного финансирования всех сфер культуры возможно путем объединения усилий частного и государственного секторов.
Безусловно, в музыкальной сфере таким образом могут быть профинансированы и образование, и театрально-концертная деятельность и обеспечена материальная база субъектов культуры.
Должен пояснить: модель финансирования, сочетающая государственные деньги и вклад частного бизнеса мало опробована и несет в себе многочисленные риски. Но нужно вопрос прорабатывать и находить наиболее эффективные формы взаимодействия.
Что или кого финансировать? – вопрос не праздный – отрасль, проект, отдельный коллектив, популярного автора. Что именно финансировать и в какой форме? Будет ли это фонд, общественная или государственная структура, физическое лицо? Новые структуры – медиахолдинги, рекордз-компании, продюсерские центры?
Культура в целом, и музыкальная культура в частности, в настоящее время представлена в новых, ранее не используемых, формах. Мы стали свидетелями того, что практически все части отечественной культуры движутся самостоятельно, за счет реализации отдельно взятых проектов. Борис Акунин – проект. Телесериалы – так же. Фабрика звезд и т.д. Сюда же можно отнести проекты по сохранению и развитию отечественного культурного наследия (наследие рассматриваем широко), охватывающего в том числе язык, традиции, ценности, обычаи, ритуалы, разнообразные празднества и спектакли, концертную и фестивальную деятельность.
Внедрение повсеместно так называемого «проектного подхода» происходит в Москве и Петербурге, Красноярске и Тольятти, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Самаре, Саратове…Информационные и ресурсные центры, ассоциации и объединения, фестивали и ярмарки, - эти и другие формы реализации идей, модернизирующих (не всегда в хорошем смысле этого слова) практику традиционных культурных институтов, т.е. нужны не «наскоки», а постоянная работа, деятельность на ниве культуры, «без поспешности и без отдыха».
Однако, «культурная проектность», или по-другому, культурная индустриализация, требует выхода за пределы «чистой культуры», поддерживаемой государственными и муниципальными бюджетами или грантами различных фондов. Вспомним хотя бы о новых для российской ситуации проблемах региональной и муниципальной культурной политики, о новом состоянии отношений культуры и образования, культуры и Церкви, о проблематике этнозащитных функций культуры, или о широко обсуждающихся вопросах об отношении культурных ценностей и духовных благ.
Подчеркиваю, что наряду с творчеством, в нашем случае – основанном на высоком профессионализме, таланте, традиции, – неотъемлемой частью любого современного проекта становится экономика.
Безусловно, культура – живой организм, ее границы, ее внутреннее пространство и даже основы эластичны, подвижны и проницаемы. Но уникальное сочетание некоторых ее качеств неизменно, упорно воспроизводится во всех масштабах и на всех уровнях общества, и во все времена. По-моему, уместно вспомнить А.Герцена, который говорил о разногласиях славянофилов и западников: "Мы были противниками…, но у нас была одна любовь… одно сильное чувство безграничной любви к русскому быту, к русскому складу ума".

3.Образование в художественной сфере (проблемы подготовки российских композиторов, дирижеров, исполнителей, музыкальных критиков), а также управленческих кадров в современных экономико-правовых условиях.
 
Судьба постиндустриальной революции связана со знанием, а значит, и со всей образовательной, научной, творческой инфраструктурой нашего общества. Неслучайно Президент Д. Медведев в своём послании Федеральному собранию уделил такое большое внимание вопросам совершенствования отечественной системы образования. 
ПодготовленаКонцепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы.
Обсуждение имеющихся тенденций в организации образовательно-воспитательного пространства страны, новых форм обучения в профильных образовательных учреждениях заинтересованно проходило на Парламентских слушаниях, организованных в Совете Федерации (ноябрь 2009 года), под названием «Вопросы развития системы художественного образования (законодательный аспект)». Были представлены Комиссия Совета Федерации по культуре, Комитет ГД по культуре, Комитет ГД по образованию.
В сентябре текущего года в стране должны рассмотреть новый интегрированный закон «Об образовании в РФ». Считается, что прежний Закон, от 1992 года, устарел. Проблема в том, что, по мнению разных экспертов, интегрированный закон не только не лучше, но гораздо хуже прежнего. 
Система художественного образования должна бы развиваться по базовым принципам. Это:
· интеграция, обеспечивающая формирование единого информационно-культурного пространства на основе взаимодействия профессионального образования и учреждений культурного производства (концертных, театральных, музейных и других организаций);
· дифференциация как принцип формирования эффективного рынка образовательных услуг, способного удовлетворить спрос на образование художественного профиля со стороны государства, общества, семьи, личности;
· системность, непрерывность, многоуровневость, связи с культурной средой, опора на этнокультурный компонент;
· инновационный характер, при этом инновационные процессы проектируются постоянно развивающимися, а образовательные учреждения становятся инновационными комплексами, творческими лабораториями по разработке и апробации новых технологий, образовательных программ, учебных курсов, направленных на их внедрение в образовательную практику.
Выделим два специфических важнейших фактора в образовании в сфере художественной культуры.
Первый. Опыт экономически развитых стран, опыт педагогов, психологов, да и просто родителей показывает, что систематизированное музыкальное образование оказывает большое влияние на формирование креативных качеств мышления личности. Эти качества проявляются во всех сферах деятельности, обеспечивая качественный рост кадровой базы науки, производства и управления.
Второй. Должен пояснить, что те, кто создают законы об образовании, стремятся их унифицировать. Количество людей, получающих образование в музыкальной сфере, составляет совсем небольшой процент от общего числа учащихся, следовательно, по мысли законодателей, они должны подчиниться общим правилам.
Это глубокое заблуждение. Сохранение трехуровневой системы художественного образования: школа – училище – вуз, является краеугольным камнем, важнейшим принципом профессионализма нашей национальной школы. Россия в сфере культуры и искусства имеет бесспорное признание во всем мире. Высокие достижения в этой области обусловлены существующей уникальной системой художественного образования, сложившейся в нашей стране. Музыкальные (театральные, хореографические, художественные) учебные заведения малокомплектны, узкопрофильны, поскольку осуществляют подготовку специалистов только в одной определенной области искусства. Как правило, зарождались они в недрах учреждений культуры или творческих обществ (на базе столичных театров для пополнения их трупп, Российского музыкального общества Х1Х века, творческих мастерских). Сейчас можно в этот ряд добавить сотрудничество Союза московских композиторов с консерваторией, Академией имени Гнесиных, Академией хорового искусства и другими учебными заведениями. Именно единство образовательного процесса с учреждениями культуры и творческими коллективами определяют признанное во всем мире лидерство российского музыкального искусства.
Незадолго до парламентских каникул с важной инициативой выступили депутаты от фракций "Единая Россия", КПРФ и "Справедливая Россия". В Госдуме предлагают наделить особым статусом детские школы искусств и закрепить дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусства в качестве самостоятельных.
До сих пор не решен вопрос о послевузовском профессиональном образовании по программам исполнительских искусств: отсутствует возможность получения второго высшего образования на бюджетной основе. Так как по программам – режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция – получение образования возможно при наличии уже имеющихся высшего образования и профессионального опыта.
Что касается собственно первого высшего образования – здесь невозможно переоценить роль педагога. Гордость и славу российского музыкального образования всегда составляли имена музыкантов-педагогов, преемников лучших музыкальных традиций, за каждым из которых подчас собственная композиторская, исполнительская или музыковедческая школа. Можно перечислить огромное число педагогов как столичных, так и периферийных вузов, воспитывающих музыкантов всех специальностей. Здесь, сегодня также присутствуют выдающиеся музыканты, являющиеся и замечательными педагогами.
Несколько слов о музыкальных критиках.  Как правило, имистановятся музыковеды. Особых проблем в подготовке нет, так как система отработана, в вузы принимаются талантливые люди, способные критически мыслить, глубоко анализировать, воспринимать современную музыку как реальный процесс, связанный со всей мировой культурой. Проблема в другом. Можно сказать, что совершенно нет востребованности этой специальности. Откройте любое издание, сайт в интернете, послушайте любую радио, телепрограмму – много ли вы найдете серьезных вдумчивых материалов о музыке? Желтая пресса сейчас превалирует.
Подготовка управленческих кадров.
Недавно эта специализация возникла как стихийный ответ на вызовы времени. Раньше всего специализация «Менеджер» появилась в шоу-бизнесе при осуществлении различных проектов. Постоянно необходимость управления культурным проектом возрастает, то есть система организации процесса при продвижения творческого продукта на рынок. Управление, или менеджмент, продюсирование (терминология жестко пока не отработана) все больше проникает во все другие сферы музыкальной деятельности. Становление сферы управления связано с более глубокими понятийными основаниями, поскольку изменение любого общественно-социального, культурного устройства связано с вопросами управления. Сфере музыкальной культуры необходима прослойка людей, которые идентифицировали бы себя как управленцы, строили управленческий тип карьеры не только за счет знакомств и социальных связей (как у нас предпочитают), но обязательно за счет знаний, опыта, профессиональной ориентированности. Одна из первых программ высшего и дополнительного образования по подготовке дипломированных менеджеров в сфере музыкальной индустрии (специализация "Менеджмент в музыкальной индустрии") осуществляется на базе Государственного университета управления. Где еще обучают менеджеров культуры? – есть факультеты в Академии имени Гнесиных, Школе телевидения в МГУ, в Санкт-Петербурге этому также уделяют определенное внимание.
На сегодня внятных результатов мы не имеем. Руководители театров, оркестров, хоров являются примерами «управленцев поневоле», осуществляя эти функции наряду с художественным руководством своими коллективами. Хотелось бы, чтобы в каждом коллективе помимо художественного руководителя по штату был директор – управленец.
4. Актуальные вопросы законодательно-правовой защиты авторов музыкальных произведений в РФ и за ее пределами.
 
Основу национального искусства и культуры составляют объекты авторского права и смежных прав. Большую роль в процессе регулирования отношений и защиты авторов играет Российское Авторское Общество. Так как я являюсь Вице-президентом РАО, может быть мне стоит привести некоторые цифры, на мой взгляд, достаточно впечатляющие:
РАО представляет интересы более 20 тыс. авторов, у РАО заключены договоры с
92 издателями – юридическими лицами, которые являются правообладателями на произведения авторов. Кроме того, у РАО заключено 180 соглашений со 116 обществами в 67 странах мира.
РАО является членом СИЗАК – Международной конфедерации обществ авторов и композиторов, объединяющей более 200 мировых авторско-правовых организаций. Для осуществления защиты интересов авторов на всей территории страны РАО имеет 12 филиалов, а также представительства и инспекторов практически в каждом субъекте Российской Федерации.
Для повышения эффективности коллективного управления авторскими и смежными правами, в том числе в части обеспечения выплаты вознаграждений авторам и исполнителям, необходимо:
-       усиление законодательства Российской Федерации в области правовой охраны и защиты прав авторов произведений, исполнителей и иных правообладателей;
-       повышение эффективности борьбы правоохранительных органов Российской Федерации с незаконным воспроизведением, публичным исполнением, сообщением в эфир и по кабелю, доведением до всеобщего сведения и другими видами незаконного использования объектов авторского права и смежных прав;
-       усиление международного сотрудничества в данной сфере в целях защиты прав российских правообладателей за рубежом;
-       обеспечение соблюдения прав правообладателей при воспроизведении и доведении до всеобщего сведения их произведений в сети Интернет.
На ситуацию в Интернете хотелось бы обратить особое внимание. Музыкальная индустрия стремительно переходит в Интернет. Обсуждению этой ситуации посвящены различные совещания, работа советов и комиссий. На Форуме «Интеллектуальная собственность XXI век» в апреле 2010 года этому вопросу также было уделено особое внимание.
Директор Национальной федерации Производителей Фонограмм А.Д. Угринович подчеркнул необходимость координации усилий по защите цифрового контента, поскольку в настоящее время более 80% распространяемого цифрового контента является нелицензионным. В качестве действенной меры было предложено внесение соответствующих изменений в Закон РФ «О связи».
Значительные нарушения исключительных прав авторов аудиовизуальных и музыкальных произведений вызваны их нелегальным распространением в сети Интернет. Проблемы с защитой прав авторов в сети Интернет связаны, прежде всего, с отсутствием в РФ правового понятия «Интернет» и законодательного регулирования в данной сфере.
Основные недоразумения возникают с неурегулированностью правоотношений между правообладателями, операторами связи и Интернет-ресурсами, на которых размещается нелицензионный контент.
Поскольку Интернет-ресурс распространяет аудиовизуальные и музыкальные произведения без договора с автором, то последний не имеет возможности получить соответствующие признание и вознаграждение.
В случае выявления таких Интернет-ресурсов у правообладателя возникает множество сложностей, поскольку отсутствуют правовые механизмы, обязывающие оператора связи закрыть доступ к такому Интернет-ресурсу.
Выходом из сложившейся ситуации может стать предоставление правообладателями легального контента Интернет-ресурсам на оговоренных в соответствии с законом (приемлемых для сторон) условиях. Дополнительно можно предоставить право бесплатного распространения произведений, срок охраны авторских прав на которые уже истек. Данная мера предоставит Интернет-ресурсам дополнительный контент и привлечет пользователей. С другой стороны, предоставит пользователям возможность легального доступа к культурному наследию России (аудиопроизведения, кинофильмы и проч.).
 
5. Вопросы совершенствования системы премий и грантов в сфере музыкальной культуры
 
Наиболее яркие представители музыкальной культуры РФ поощряются различными наградами и знаками отличия. Среди них – Государственные премии РФ в области культуры и искусства, премии Правительства Москвы, которые присуждаются за выдающиеся творческие достижения.
 Чтобы активизировать этот процесс, нужны некоторые позитивные сдвиги. Премий должно быть больше, оформление документов на их получение должно быть упрощено. Выдвижение должно быть более прозрачным. Учитываться должны достижения авторов за последние 5-7 лет (а не по совокупности сделанного, как это бывает чаще всего), что поможет во-время поощрить достойных деятелей искусства. Было бы разумно дифференцировать премии для композиторов, дирижеров, солистов, ансамблистов, творческих коллективов, критиков, менеджеров.
Существующие в настоящее время гранты как государственная поддержка талантливых учащихся ДШИ, студентов колледжей, училищ и вузов, безусловно, недостаточны.
Мало развито, но все же наблюдается партнерство с бизнесом. Вручаются именные стипендии студентам, которые потом вернутся в направивший их коллектив – театр, симфонический оркестр, хоровой ансамбль. Такие формы взаимоотношений необходимо развивать и приветствовать. Так же, как и формы частно-государственного партнерства финансирования образования, о чем я говорил выше.
 
6. Первоочередные потребности в материальном и инструментальном обеспечении профессиональных музыкальных коллективов. Основные потребности и пути их решения.
 
Альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности необходимо приветствовать. Безусловно, в музыкальной сфере таким образом могут быть профинансированы и образование, и театрально-концертная деятельность и обеспечена материальная база субъектов культуры.
 
7. О проблемах и перспективах творческих музыкальных союзов в России.
Союз композиторов сегодня, – а здесь присутствуют многие члены Союза композиторов, в том числе председатель Союза московских композиторов О.Б.Галахов – организация, существующая в ситуации, когда отсутствуют базовые законы о культуре, о статусе творческого союза, творческого работника, организация, лишенная системы должного финансирования. Предпринимаемые властью попытки изменения законодательства в этой области, в том числе по определению и утверждению статуса творческих союзов, определению понятий «творческий союз», «творческий работник» пока в предлагаемых моделях   не могут удовлетворить творческие союзы.
Тем не менее, Союз композиторов ведет активную жизнь. В декабре этого года пройдет уже Х съезд Союза композиторов России. Мероприятие сопровождается большим количеством концертов. Союз композиторов оказывает творческую, правовую, социальную помощь музыковедам и композиторам. Не иссякает поток желающих вступить в союз композиторов – это и недавние выпускники консерваторий, и состоявшиеся авторы, имеющие уже определенный творческий опыт и стаж.
 
В главный композиторский союз – Союз московских композиторов входит более 700 композиторов и музыковедов. Это цвет композиторской мысли – Р.Щедрин, А.Эшпай, С.Губайдулина, А.Пахмутова, композиторы среднего поколения, а также талантливые молодые композиторы, чья карьера стремительно развивается.
Яркое представление о деятельности Союза московских композиторов дает международный фестиваль современной музыки «Московская осень». Он проводится уже 32-й раз. В рамках фестиваля «Московская осень» ежегодно, в ноябре, проводится 35-40 концертов в лучших залах столицы силами самых интересных и признанных оркестров, хоров, ансамблей и солистов. Музыка представлена во всем своем жанровом великолепии – симфоническая, камерная, хоровая, духовая, джазовая, для народных инструментов, песенная, электронная…
В составе различных организаций Союз композиторов участвует в многочисленных музыкально-творческих проектах. Благодаря своей специфике (прежде всего творческой, созидательной направленности, наличию уникальных проектов) деятельность Союза композиторов в области музыкальной культуры должна по праву быть признана сердцевинной.
Несмотря на противоречия, неопределенность статуса, члены союза композиторов единогласно утверждают, что творческий Союз композиторов – профессионалов необходим.
 Государственная поддержка Союза крайне важна, а формы и методы его работы откорректирует сама жизнь.
 
 
Несколько итоговых замечаний
 
Для сохранения и развития отечественной музыкальной культуры жизненно необходимо:
· Постоянное привлечение всех видов СМИ к деятельности Союза композиторов, театров оперы и балета, филармоний, музыкальных обществ, музыкальных образовательных учреждений. Общение с представителями СМИ, руководителями отраслевых ведомств может стать темой отдельного совещания.
· Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в школах-колледжах: обозначить в законодательных актах специфику образования в сфере культуры и искусства, учесть возможность ранней профессионализации одаренных детей, принять государственные образовательные стандарты, позволяющие обеспечить творческое и гармоничное развитие личности, сохранить здоровье обучающихся
· Дополнить Проект закона «Об образовании» специальными положениями о системе подготовки управленческих кадров организаций в области искусства, как впрочем, и для организаций других отраслей деятельности
· Формировать условия для активной гастрольной деятельности оркестров, хоров, оперных трупп, исполнителей-солистов в целях расширения аудитории слушателей и приобщения ее (аудитории) к ценностям высокой музыкальной культуры, что особенно актуально для регионов России.
· Необходимо всемерное, в том числе и законодательное содействие расширению культурного обмена РФ и зарубежных стран.
· Необходимо создание координационного центра музыкальных проектов.
Необходимо развитие законодательства в области поддержки меценатства, благотворительной деятельности. Законопроект «О меценатах и меценатстве» внесен в ГД еще в 1997 году, но его рассмотрение все время переносится.

Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".