Государственная дума РФ Парламентский клуб - Российский парламентарий
Обратная связьДобавить сайт в избранное
eng | deu | ita
fr | 中文
 
О Клубе

Женское Собрание

Партнёры



Заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

Заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

//Kremlin.ru, 19 Январь 2010

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день!

Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!

У нас с вами первое в новом году заседание Совета. На заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов мы сегодня поговорим о молодых гражданах России, а именно об их здоровье и об их образовании.

Прежде всего, я думаю, нам нужно обсудить вопросы, связанные с текущей демографической ситуацией. Напомню, что эту работу мы с вами практически в этом же составе начали в 2006 году, начали вместе с реализацией приоритетных национальных проектов. В 2007 году была утверждена концепция демографической политики на период до 2025 года. За истекшие четыре года сформировались и, надеюсь, окрепли положительные демографические тенденции – это главное.

Назову лишь некоторые цифры, которые, конечно, вам знакомы, тем не менее они приятные, поэтому их хочется повторить ещё раз. Благодаря программе родового сертификата свыше трёх миллионов матерей реализовали своё право выбора медицинских учреждений. Это определённым образом – мы с вами неоднократно это обсуждали – мотивировало женщин на то, чтобы самым внимательным образом относиться к своим материнским обязанностям.

Год от года растёт число женщин и детей, получающих высокотехнологичную медицинскую помощь, активно внедряются технологии выхаживания новорождённых. Как результат – три года подряд у нас снижается младенческая смертность, также снижается материнская смертность и растёт рождаемость. В августе прошлого года впервые за последние 20 лет рождаемость превысила смертность.

С 1 января этого года семьи, в которых вторым и последующим детям исполнилось три года, смогут воспользоваться материнским капиталом, так, как мы договаривались ещё несколько лет назад. Как мы и обещали, он проиндексирован на ту сумму инфляции, которая накопилась за прошедший период, и в 2010 году составит 340 тысяч рублей.

Учитывая, что средства материнского капитала начали выделяться, нам необходимо проанализировать то, насколько удобен для граждан механизм предоставления этих средств, а Министерству здравоохранения и социального развития, Пенсионному фонду, субъектам Федерации я предлагаю обратить на это самое пристальное внимание.

Напомню, что ещё в конце прошлого года мною подписан закон о дополнительных мерах поддержки семей, которые имеют детей. Он расширил понятие пенсионных накоплений. В их состав теперь могут быть включены средства материнского капитала, а также доход от его инвестирования.

Однако, несмотря на то что уже четыре года фиксируется устойчивая тенденция к росту рождаемости и, соответственно, к снижению смертности, остаются регионы, где ситуация неблагополучна. В среднем по России младенческая и материнская смертность всё ещё зачастую в разы выше показателей ведущих стран мира. Да, мы действительно добились определённых неплохих результатов, улучшение налицо. Но если сравнивать показатели в отдельных регионах особенно со среднемировыми, точнее, среднеевропейскими показателями, то мы пока ещё выглядим далеко не блестяще.

1 января 2011 года завершается первый этап реализации плана мероприятий концепции демографической политики. Чтобы выйти на установленные показатели, у нас остаётся совсем немного времени – один год.

Что нужно сделать в первую очередь, что нужно сделать прежде всего – прежде всего необходимо последовательно внедрять современные технологии выхаживания детей первого года жизни. Этот курс мы взяли с вами ещё, по сути, четыре года назад. Но на повестке дня дальнейшее развитие сети перинатальных центров. Хотел бы услышать, кстати, как идет строительство новых и переоснащение уже действующих перинатальных центров, что сделано, в чём проблемы. Кстати, и по проблемам необходимо, чтобы мы проанализировали причины задержек в строительстве в отдельных регионах.

Второй вопрос. Мы уделяем особое внимание здоровому образу жизни детей и подростков, в том числе профилактике алкоголизма и наркомании, развитию физической культуры, спорта, обеспечению здорового и полноценного питания. Об этом тоже необходимо отдельно говорить.

Третье. Органам власти субъектов Федерации необходимо активнее взаимодействовать с общественными, с благотворительными организациями, оказывающими помощь детям, женщинам. Хороший пример, кстати, здесь – это Фонд поддержки детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Он активно реализует программы помощи детям-сиротам, семьям с детьми-инвалидами, а также неблагополучным семьям. Для этого привлекаются и регионы.

Обращаю внимание Правительства и законодательной власти. Надо завершить разработку законодательства, которое повышает эффективность работы благотворительных организаций по поддержке семей с детьми. Соответствующие поручения, напомню, даны мною в Послании Федеральному Собранию.

Уважаемые коллеги! Создавая условия для роста рождаемости, мы должны думать о том, чтобы такого рода современные условия распространялись и дальше – на период, когда происходит становление молодого организма, на период развития молодых граждан, я имею в виду школьный период.

< ... >

«Цель нашего экономического развития на ближайшие годы заключается в модернизации экономики, создании современной, инновационной, сильной, эффективной экономики, за которую нам будет не стыдно».

< ... >

Т.ГОЛИКОВА: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Члены Совета! Приглашённые!

Я попрошу вас для удобства взять презентацию Министерства здравоохранения и социального развития о выполнении в 2007–2009 годах мероприятий плана реализации Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года.

Как Вы уже отметили, Дмитрий Анатольевич, в последние годы в стране сложилась обнадёживающая, положительная динамика рождаемости. Однако по ряду причин, о которых я бы хотела сказать сегодня, неправильно было бы направлять все усилия только на повышение рождаемости для достижения основных показателей концепции демографического развития.

Я напомню, что один из основных показателей, который обозначен в концепции демографического развития, – это стабилизация к 2015 году численности населения на уровне 142–143 миллиона человек и рост к 2025 году численности россиян до 145 миллионов человек. При этом начиная с 2008 года число женщин репродуктивного возраста начало сокращаться, и это сокращение, к сожалению, будет продолжаться.

После 2010 года в активный репродуктивный возраст (20–29 лет) начнут входить малочисленные контингенты родившихся в 1990-е годы. Доля 20–29-летних женщин в общей численности населения сократится с 8,6 процента в 2009 году до 4,8 процента к началу 2025 года. В 2020 году численность женщин репродуктивного возраста по сравнению с 2009 годом сократится на 4,1 миллиона человек. Наиболее значительное сокращение этого показателя будет происходить в период между 2012 и 2021 годами.

В этой связи для сохранения числа родившихся на уровне 2008 года (а я напомню, что 2008 год был рекордным с точки зрения увеличения рождаемости: в этом году родилось 1 миллион 714 тысяч детей) нам нужно, чтобы значение суммарного коэффициента рождаемости, то есть количество детей, приходящихся на одну женщину, составляло не менее 1,66. При этом если у нас будут наблюдаться такие же показатели смертности, которые мы наблюдаем в последние годы, нам нужно, чтобы в 2025 году этот суммарный коэффициент рождаемости составлял 2,14. Это очень амбициозные показатели.

И в этой связи я бы хотела обратить внимание на вторую составляющую национального проекта «Здоровье» и концепции демографической политики – это улучшение непосредственно здоровья граждан, которые находятся в трудоспособном возрасте, и женщин, которые находятся в репродуктивном возрасте.

«Нам пора выходить из кризисного мышления. Всем пора работать, в том числе заниматься национальными проектами».

Но прежде чем проанализировать ситуацию, которая сложилась с этой составляющей концепции демографической политики, я бы хотела сказать, что совместно с ведущими демографами за 11 месяцев 2009 года мы проанализировали общие показатели рождаемости с учётом стандартизации. И мы увидели, что если общий показатель рождаемости в 2008 году возрос к уровню 2005 года на 18,6 процента, то стандартизованный показатель рождаемости с 2005 года до 2008 года вырос на 15,7 процента. И если исходить из разности этих показателей, то на фактор улучшения половозрастной структуры населения приходится только 15 процентов прироста. 85 процентов прироста приходится на деятельность других инфраструктур, и в первую очередь, конечно, я бы хотела обратить внимание на такую инфраструктуру, как здравоохранение. И концепция демографической политики делает особый акцент в этом направлении на снижении смертности от управляемых причин: это снижение заболеваемости от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, дорожных травм.

И второе системное направление – это улучшение общего состояния здоровья женщин, детей, подростков, репродуктивного здоровья, а также, естественно, сокращение уровня материнской и младенческой смертности.

И надо сказать, что оба эти направления поддерживаются программой по формированию здорового образа жизни и повышения ответственности людей за своё собственное здоровье, включая снижение потребления алкоголя и табака.

И здесь бы я хотела остановиться на результатах одиннадцати месяцев 2009 года, которые характеризуют действенность вот этих направлений концепции демографической политики. Хочу сказать, что за одиннадцать месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года снижение смертности от сосудистых заболеваний составило 4,8 процента. Смертность от отравления алкоголем при чрезмерном его употреблении снизилась на 15,4 процента. По классу внешних причин снижение показателей смертности составило 10 процентов. И если при этом прослеживать зависимость снижения смертности от отравлений алкоголем при чрезмерном его употреблении и снижения смертности от ДТП, то мы видим, что снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с учётом тех мер, которые мы принимаем по оказанию помощи, составило за 11 месяцев 2009 года 13,9 процента, убийств и самоубийств – 11,1 процента. И впервые за шесть последних лет мы за 11 месяцев 2009 года зафиксировали снижение смертности от туберкулёза на 6,3 процента.

Как я уже говорила, в нашей стране отмечается устойчивая положительная динамика снижения материнской и младенческой смертности. За период с 70-го по 2008 год максимальные темпы снижения младенческой смертности зарегистрированы в 2008 году. И самые высокие темпы снижения показателей младенческой смертности зафиксированы с 2006 по 2008 год. За 11 месяцев 2009 года младенческая смертность на 6,9 процента ниже, чем за аналогичный период 2008 года. При этом я хочу сказать, что за 11 месяцев 2009 года снижение показателей младенческой смертности отмечается в 56 регионах. При этом в 44 регионах этот показатель ниже среднероссийского.

И я хочу всё-таки назвать регионы, где показатели младенческой смертности сопоставимы с показателями развитых стран. Это Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми, город Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская область, Краснодарский край, Республика Татарстан и Пензенская область.

К сожалению, мы также должны фиксировать достаточно высокие показатели младенческой смертности, которые сохраняются в Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан, Еврейской автономной области, Республике Калмыкия и Амурской области.

Мы проанализировали в соответствии с Вашим поручением основные причины высокого уровня младенческой смертности в тех регионах, которые я перечислила. И к ним относятся, прежде всего, отсутствие системы мониторинга беременных и новорождённых с факторами риска и тяжёлыми заболеваниями; плохая организация работы консультативно-реанимационных бригад и трёхэтапной системы оказания помощи беременным и новорождённым; недостаточное количество учреждений родовспоможения, оснащённых современным оборудованием; недостаточный, к сожалению, профессионализм медицинских работников и неудовлетворительная работа врачебных комиссий по разбору тех случаев, которые закончились смертельным исходом. Кроме того, в этих регионах достаточно медленно снижаются показатели больничной летальности новорождённых от состояний перинатального периода и врождённых аномалий.

Что касается показателя материнской смертности, то в нашей стране с 2005 по 2008 год он снизился на 18,5 процента. Снижение показателя отмечено в Сибирском, Центральном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах: от 24,1 процента в Дальневосточном федеральном округе до 41,5 процента в Сибирском округе.

В семи регионах Российской Федерации (это Орловская, Рязанская, Калининградская, Магаданская области, Республика Алтай, Ненецкий, Чукотский автономные округа) в 2008 году случаев материнской смертности не зарегистрировано. А в 10 регионах показатель материнской смертности составил менее 10 на 100 тысяч родившихся, то есть практически соответствовал уровню развитых стран.

В 2005 году показатель материнской смертности в сельской местности, я напомню, составлял 31,4 на 100 тысяч населения, то есть в 1,4 раза превышал аналогичный показатель городов, который в тот период времени составлял 23. В 2008 году эти показатели почти сравнялись: 20,8 – в сельской местности, и 20,6 – в городах. Но не следует успокаиваться. К сожалению, тема сельской медицины на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной. И это достаточно перспективное направление, по которому нам нужно работать и которое может дать существенное улучшение демографических показателей.

За счёт каких показателей и каких мероприятий всё-таки достигается уменьшение материнской и младенческой смертности и за счёт чего мы продолжаем дальше двигаться в этом направлении? Конечно, и Вы об этом уже сказали, это программа «Родовой сертификат». Я не буду останавливаться на её характеристике, я только скажу, что с улучшением материально-технической базы учреждений родовспоможения, которое происходит в результате действия этого мероприятия, демографического пакета и национального проекта «Здоровья», улучшением качества услуг, которые предоставляются учреждениями родовспоможения, растёт доверие женщин к ним.

Количество посещений женских консультаций во время беременности увеличилось с 12,6 посещений в 2006 году до 13,6 в 2008 году. И как следствие – появились тенденции улучшения состояния беременных и снизилась частота осложнений беременностей и родов.

Вы отметили в своём вступительном слове тему строительства и оборудования перинатальных центров. Я напомню, что в соответствии с этой программой у нас осуществляется финансирование проектирования, строительства и оснащения двух федеральных перинатальных центров, а также софинансирование из федерального бюджета строительства и оснащения 19 областных и оснащения трёх перинатальных центров в 22 регионах Российской Федерации.

В сентябре 2009 года введён в эксплуатацию региональный перинатальный центр в Калининграде, в ноябре 2009 года – неонатальный корпус областного перинатального центра в Иркутске. Что касается других 19 регионов, ввод в эксплуатацию центров запланирован в 2010 году.

В связи с особенностями климатических условий строительство краевого перинатального центра в Красноярске у нас осуществляется по индивидуальному проекту, и по договорённости с руководством Красноярского края ввод в эксплуатацию этого центра планируется в 2011 году.

Хотя я не могу не отметить сложности, которые были связаны с исполнениями бюджетов регионов в 2009 году и которые, к сожалению, пока будут в 2010 году. И значительное количество региональных бюджетов, особенно те, которые являются дотационными, так же как и на федеральном уровне, приняли решение по инвестиционным расходам сроки строительства удлинить. И в настоящее время мы имеем ещё обращение от Курской области, где без увеличения федеральных средств, то строительство перинатального центра будет завершено не в 2010 году, а в 2011 году. Но пока эта тема находится в стадии рассмотрения.

Кроме этого направления национального проекта строительство и реконструкция учреждений родовспоможения и детства осуществляется в рамках программы «Дети России». И здесь осуществляется строительство и реконструкция 32 объектов.

Также во вступительном слове Вы отметили тот прорыв, который мы достигли по высокотехнологичной помощи. Это на самом деле реальный прорыв, потому что в период с 2009 по 2007 год объём высокотехнологичной помощи, которая оказывается детям, возрос в полтора раза. В 2009 году была оказана помощь 43 тысячам 560 детям. При этом это только за счёт средств федерального бюджета. Кроме этого, соответствующие средства направляют на эти цели регионы Российской Федерации.

Но в 2009 году помимо увеличения количества мы увеличивали и нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи по ряду важнейших заболеваний, реализация которых даёт нам возможность возвращать детей, которые по врождённым порокам могли бы быть инвалидами, к нормальной полноценной жизни.

Приведу примеры трёх таких направлений. Это органосохраняющие операции с применением эндопротезов у детей, страдающих злокачественными новообразованиями костной ткани. Прежний тариф стоимости высокотехнологичной помощи составлял 109 тысяч 400 рублей. В 2009 году он стал составлять 1 миллион 343 тысячи рублей. Это исключительная разница, которая приходится на стоимость эндопротеза. К сожалению, на сегодняшний день такого рода эндопротезы в Российской Федерации не производятся, и поэтому стоимость предопределяется импортными закупками.

Второе направление – это оперативное вмешательство при врождённых пороках развития челюстно-лицевой области. Прежний тариф – 42 тысячи рублей, ныне действующий тариф – 234 тысячи 800 рублей, тоже стоимость протеза.

И известное всем оперативное лечение тугоухости с применением кохлеарной имплантации. Прежний тариф – 61 тысяча рублей, новый тариф – 1 миллион 300 тысяч рублей. Тема та же самая – стоимость кохлеарного импланта.

Следующее направление, которое развивалось, – это направление неонатального скрининга, оно считается в рамках национального проекта наряду с родовым сертификатом одним из эффективных, и с 2008 года во всех регионах Российской Федерации проводится неонатальный скрининг. При этом он проводится не только как направление национального проекта, но и как направление федеральной целевой программы, и проводится он по пяти наследственным заболеваниям. За весь период существования национального проекта и программы мы обследовали 8 миллионов 450 тысяч детей, и в результате этого обследования было выявлено 2800 заболеваний, то есть аномальное развитие.

Ещё одно направление – аудиологический скрининг, частично я затронула, он связан с выявлением тугоухости или нарушением слуха у детей на ранних стадиях и последующим проведением при необходимости операций кохлеарной имплантации. Я должна сказать, что раннее выявление тугоухости у детей и соответствующая операция до шести месяцев позволяют сократить расходы государства на образование и социальную поддержку, составляющие более 26 миллионов рублей на человека, то есть пожизненное содержание одного больного по самым необходимым расходам.

Здесь я хочу отметить, что Россия занимает третье место в мире после Германии и Польши по оказанию хирургической и реабилитационной помощи детям-инвалидам с врождённой глухотой и тугоухостью. В настоящее время создаётся сеть реабилитационных центров для детей-инвалидов с нарушением слуха. В 2010 году мы планируем открыть федеральный центр восстановительного лечения для детей после кохлеарной имплантации на базе детского московского областного санатория в Ватутинках.

В 2007 году во всех регионах Российской Федерации внедрён новый стандарт диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни, включающий дополнительные осмотры врачей: невролога, детского хирурга, детского стоматолога, отоларинголога, а также ультразвуковое исследование, в том числе тазобедренных суставов. В результате реализации этой программы увеличилось раннее выявление у детей тяжёлых наследственных заболеваний. За период с 2005 по 2008 год это обследование способствовало снижению показателя досуточной летальности на 29 процентов.

В то же время и с учётом того, что концепция демографической политики предполагает переход с 2012 года на учёт рождений в соответствии с критериями ВОЗ, мы ведём существенную подготовительную работу к поэтапному переходу на этот учёт рождений. Это, конечно, очень сложная тема, которая потребует не только введения новых порядков лечения, новых порядков оказания медицинской помощи, нового уровня подготовки специалистов: акушеров, гинекологов и неонатологов, – но и нового, современного оснащения учреждений родовспоможения.

И ещё одна тема, на которой я не могу не остановиться, тема, наверное, больше социальная, чем тема здравоохранения, – это тема снижения числа абортов. Это, по сути, на сегодняшний день один из ведущих факторов, приводящих к нарушению репродуктивной функции, к бесплодию и возникновению последующих гинекологических заболеваний у женщин.

Мы в этом направлении проводили в последние годы планомерную работу. Мы сократили перечень медицинских показаний более чем на 70 заболеваний для искусственного прерывания беременности. В женских консультациях введены должности социальных работников и психологов для оказания медико-психологической и социально-правовой помощи женщинам. Должна сказать, что в регионах, где работа психологов и социальных работников женской консультации поставлена на должный уровень, удалось снизить число абортов на 18–20 процентов. Это, прежде всего, Волгоградская, Самарская области и Красноярский край.

Фондом социально-культурных инициатив в прошедшем 2009 году совместно с нами в июле 2009 года была проведена акция «Подари мне жизнь», в рамках которой прошли информационные и образовательные мероприятия по вопросам формирования здорового образа жизни и охраны репродуктивного здоровья с привлечением педагогов, психологов, социальных работников, представителей различных конфессий. Мы должны сказать, что это имело свой существенный результат с точки зрения принятия женщиной решения о прерывании беременности.

Завершая тему абортов, я хочу привлечь ваше внимание всего лишь к одной цифре. В 2008 году количество абортов составило 1 миллион 236,4 тысячи. Это практически сопоставимо с показателями рождаемости, которые были в этом же периоде времени (напомню – 1 миллион 714). И вот те три региона, которые я назвала, проводя ту работу, о которой я сказала, на 20 процентов сократили количество абортов. Если даже отнести эти 20 процентов к этой сумме, то мы видим существенный резерв для увеличения рождаемости в Российской Федерации.

Конечно, не могу не сказать о влиянии на состояние репродуктивного здоровья женщин дополнительной диспансеризации. За одиннадцать месяцев 2009 года выявлено 1198 случаев онкологических заболеваний: рак молочной железы, рак матки – это из 3 миллионов 781 тысячи осмотренных.

При этом должна сказать, что дополнительная диспансеризация населения, которая проводилась во все годы реализации национального проекта, по установленному стандарту позволила и позволяет выявлять заболевания на ранних стадиях. Реализация всех этих мероприятий в 2009 году позволила сохранить жизни 76 тысячам россиян. И я должна сказать, что показатель первичной инвалидизации в 2009 году снизится, по нашим оценкам, на 12–18 процентов.

Ещё одна тема, о которой я не могу не сказать, – это детская и подростковая заболеваемость. К сожалению, за этими общими позитивными показателями у нас кроются показатели общей заболеваемости детей в возрасте до 14 лет включительно, которые возросли на 9,3 процента. И я должна сказать, что из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента имеют первую группу здоровья, а 21 – хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания.

Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века. Интенсификация учебного процесса приводит, к сожалению, к снижению числа абсолютно здоровых детей уже в процессе обучения в первом классе. У 17,3 процента дошкольников определена первая группа здоровья, тогда как к концу первого класса процент здоровых детей снижается до 4,3 процента. И я должна сказать, что существенно эти показатели различаются у детей, которые приходят в школу, до семилетнего возраста и после семилетнего возраста.

К сожалению, и Вы тоже это отметили, растёт детское и подростковое употребление алкоголя и табака. Более 50 процентов детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции. Более чем у 30 процентов юношей выявляется задержка полового созревания. К сожалению, беспокоит и репродуктивное состояние родителей. И в этой связи мы выделили четыре блока мероприятий, которые предстоит реализовывать и в 2010 году, и в последующие годы.

Первый блок мероприятий – это сокращение материнской и младенческой смертности, повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорождённым детям.

Конечно, мы обсчитали, уважаемые коллеги, все эти мероприятия. Очевидно, что если их реализовывать, то существенная нагрузка ляжет на регионы Российской Федерации. И здесь мы должны абсолютно взвешенно подойти к тем мероприятиям, которые будут включаться в план демографической концепции до 2015 года, то есть второй этап, потому что, не осуществляя этих мероприятий, мы не добьёмся тех показателей численности населения, о которых я говорила в начале.

Какие же это мероприятия? Это продолжение программы «Родовой сертификат», это дальнейшее строительство перинатальных центров на территории Российской Федерации с созданием 3 тысяч реанимационных коек для выхаживания детей с экстремально низкой массой тела. В первую очередь на эту проблему следует обратить внимание Костромской, Псковской, Новосибирской, Нижегородской, Челябинской областям, республикам Дагестан, Бурятия, Ставропольскому, Алтайскому и Приморскому краям, потому что по данным за десять месяцев 2009 года на долю этих регионов приходится 21 процент всех летальных исходов среди детей первого года жизни.

Следующее направление – это повышение профессионального уровня акушеров-гинекологов и неонатологов. С 2010 года мы включили в нацпроект новое направление «Пренатальная диагностика». Это направление будет как пилотное развиваться в трёх регионах (Московской, Томской и Ростовской областях), и позже оно будет внедрено во всех регионах Российской Федерации. На его основе и на основе неонатального скрининга мы планируем развивать такое перспективное направление, как неонатальная хирургия.

Следующий блок – это укрепление репродуктивного здоровья. Мы рассчитываем, что с 2011 года мы начнём в рамках национального проекта «Здоровье» проведение углублённой диспансеризации детей и подростков 14-летнего возраста с целью оценки их репродуктивной функции, что позволит разработать для них индивидуальные программы и обеспечит реализацию репродуктивных функций в последующем. Предполагается осмотреть 2 миллиона 603 тысячи детей подросткового возраста.

Одним из резервов сохранения рождаемости является также увеличение объёмов оказания высокотехнологичной помощи по лечению бесплодия в браке с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Это направление и сейчас развивается в рамках национального проекта, но, по данным регионов Российской Федерации, в государственной поддержке лечения бесплодия нуждаются не менее 6 тысяч пар. Сейчас мы помогаем в рамках национального проекта 3 тысячам пар. Если это направление будет доведено до тех показателей, о которых я сказала, это позволит увеличить количество родившихся на 2 тысячи в год.

Третий блок – это, конечно, формирование здорового образа жизни. Мы начали открывать с 1 декабря 2009 года центры здоровья в регионах Российской Федерации, активно вместе с регионами Российской Федерации ведём коммуникационную кампанию по здоровому образу жизни. И здесь я должна обратить внимание, что в 2010 году мы усиливаем это направление по уже открытым 502 центрам здоровья в регионах Российской Федерации и в дополнение к ним открываем ещё 193 детских центра здоровья. Но, конечно, этого мало. И здесь нужно присоединять и образовательную, и спортивную инфраструктуру к тем мероприятиям здорового образа жизни, которые находятся в непосредственной компетенции Министерства.

И четвёртый блок, заключительный, на котором я хочу остановиться, – это развитие инфраструктуры, ориентированной на семью. Конечно, демографическая политика в отношении рождаемости должна быть в большей степени ориентирована на стимулирование вторых, третьих и последующих рождений, поскольку это увеличение будет способствовать дальнейшему воспроизводству населения. И в этой связи предполагается акцентировать внимание на следующих, также уже в большинстве своём реализующихся, направлениях. Это продолжение создания условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь, для молодых семей. И здесь, как составляющая часть, конечно, вступление в полную силу законодательства о материнском семейном капитале.

Должна сказать, что, по данным на 31 декабря 2009 года, на уже полное действие этого закона подали заявление 712 наших граждан, и из этих 712 граждан 64,5 процента приходится на приобретение жилья, 33 процента – на образование и 2,5 процента – на накопительную часть пенсии. Сохранится ли такая тенденция по распределению в дальнейшем, покажет время, но, по сути, 2010 год будет тем годом, когда мы сможем оценить эффективность действий и эффективность тех мер, которые были обозначены в законе как ключевые для использования материнского капитала.

Второе – это обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, и здесь, как нам кажется, необходимо активизировать действия по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях с преимущественным развитием групп десятичасового режима пребывания ребёнка. И здесь мы, если говорить о нашей компетенции, активно способствуем тому, чтобы в рамках региональных программ по снижению напряжённости на рынке труда, активно развивались такие мероприятия, как создание семейных детских садов. Должна сказать, что это направление развивается. Красноярский край демонстрирует достаточно серьёзные примеры развития этого направления, и сейчас к Красноярскому краю прибавляется ряд других регионов Российской Федерации.

Ожидается, что вышеперечисленные мероприятия, о которых я говорила, будут способствовать снижению репродуктивных потерь ежегодно на 4–5 процентов. Однако я не могу не сказать, что для того, чтобы достигнуть к 2015 году стабилизации численности населения и прекратить естественную убыль, снижение смертности населения должно происходить по 5 процентов в год. И поэтому все наши усилия, которые мы осуществляем сейчас и которые мы будем осуществлять в перспективе, должны быть в целом направлены на достижение этого целевого показателя.

Ссылка на статью


Версия для печати




Начать поиск
Карта сайта | Загрузка файлов 1996 - 2024 © "Российский парламентарий".